Отмененный "закон Савченко" мы будем расхлебывать еще пять лет

А главные проблемы, ради которых он принимался, так и остались нерешенными, говорят юристы.

Отмененный «закон Савченко» мы будем расхлебывать еще пять лет. Фото: Униан

Вопрос с "законом Савченко", по которому досрочно вышли на свободу толпы грабителей и убийц, наконец решен. Причем из разных вариантов поправок депутаты проголосовали за самый радикальный: вернуть все как было. Сколько сказано, столько и надо  сидеть без либеральных пересчетов "год в СИЗО за два в колонии".

Впору ликовать, что поутихнет криминал? Пока рановато. Во-первых, расхлебывать последствия мы будем еще несколько лет, во-вторых, ни одну из проблем, ради которых депутаты голосовали "за Надю", даже не попытались решить.

На очереди 60 000 заключенных

Основная беда пресловутого "закона Савченко" заключалась в том, что заключенные массово повалили из колоний. А на свободе-то кризис. Законопослушным работы и денег не хватает, а уголовникам - подавно.

- Я полностью приветствую решение, которое приняли депутаты. Этот закон вносил дестабилизацию в систему уголовного права и давал возможность оргпреступности активно пополнять свою армию, - прокомментировал для "КП" в Украине" бывший руководитель пенитенциарной службы Сергей Старенький. - Но радости на самом деле мало. Около 60 тысяч заключенных, которые подали на пересчет срока или которым пересчет уже сделан по суду, все так же станут выходить на свободу по формуле "день в СИЗО за два". И это будет продолжаться в течение ближайших 3-5 лет. Раньше положительные последствия отмены "закона Савченко" мы не ощутим.

Формула аннулируется, когда вступит в силу новый-старый закон. Допустим, это случится 25 мая. Вот кого в этот день арестуют, тот и будет лишен привилегии. А сегодня даже те заключенные СИЗО, которые находятся под судом и еще не выслушали приговор, смогут пользоваться льготой ровно до того дня, как закон будет опубликован. Например, Неле Штепе, которая находится в следственном изоляторе три года, засчитают это время как шесть лет отбытого наказания. Штепа ладно, она не будет грабить и убивать. Но таким же правом, как она, воспользуются и отпетые рецидивисты.

Поэтому нынешние заключенные достаточно легко восприняли депутатскую инициативу.

"Откидываюсь через полгода, а должен был сидеть еще три. Мне повезло. Вот если снова сяду, плохо будет", - написал в соцсети один из сидельцев.

Теперь точно ничего не поменяют

А медаль получается даже не о двух, а о трех и даже более сторонах.

- Когда принимался "закон Савченко", было очень много вопросов с точки зрения его юридической чистоты. Я лично не был сторонником этого закона, ведь очевидно, что решение депутатов носило популистский характер, - отмечает эксперт Харьковской правозащитной группы Андрей Диденко. - Но раз уж приняли, раз кого-то начали освобождать, то следует подумать: зачем? А затем, что условия в украинских следственных изоляторах в самом деле намного хуже, чем в исправительных учреждениях.

Правозащитник отмечает, что после принятия "закона Савченко" и кратковременной по этому поводу эйфории государство и палец о палец не ударило, чтобы что-то изменить.

- Стены старых СИЗО по-прежнему разъедает грибок, условия содержания не меняются, ремонты не делают, медобслуживание не улучшают, заключенные массово болеют туберкулезом, - констатирует Андрей Диденко. - И после нынешнего голосования Рады уж точно ничего не станут делать. Это решение такое же популистское, как прошлое. А речь идет о судьбах людей, а не о политических игрушках.

Судам дана воля вольная

Автор законопроекта - народный депутат Антон Яценко - мотивировал свою позицию тем, что из 10 тысяч освобожденных по "закону Савченко" (таковы данные Национальной полиции) более 1,5 тысячи совершили новые преступления.

- Но почему никто не приводит статистику, которая была до этого закона? - задается вопросом адвокат Александр Плахотнюк. - И раньше было известно, что около 30% освобожденных из колоний вновь совершают преступления. Для кого тюрьма - дом родной, тот в него возвращается. А вот то, что теперь людей снова смогут держать годами в СИЗО и всем будет безразлично, это факт. В моей практике был случай, когда человек провел в следственном изоляторе ни много ни мало 9 лет. И вышел через полгода после того, как выслушал приговор.

Проблема в том, что современный УПК  ограничивает сроки досудебного следствия, но судам оставляет волю вольную. 

По мнению юриста, "закон Савченко" при всем его несовершенстве все же являлся подстегивающим фактором для ускорения процесса. Теперь он снят. А об изменениях в УПК, которые поставили бы перед судами какие-то обязательства, никто и речь не хочет заводить. 

Статистика

По данным Минюста, за полтора года действия "закона Савченко" по состоянию на начало апреля 2017 года досрочно освобождены:

Из следственных изоляторов - 1415 человек, из них:

Из колоний - 6467 человек, из них: