Ни для кого не секрет, насколько загружены украинские суды. Они рассматривают огромное количество дел, часто затягивая принятие решений на месяцы, а то и годы. При этом огромное количество споров можно было бы урегулировать в досудебном порядке, если бы в Украине существовал Институт финансового омбудсмена. Тогда бы все споры между банками, страховыми и другими финкомпаниями с одной стороны и потребителями финансовых услуг с другой рассматривал бы специально созданный орган. Его главной задачей будет защита прав именно простых граждан - физических лиц.
Финансировать этот орган предлагают участникам рынка. Тем самым они будут признавать легитимность его решений, а также сделают бесплатными или за символическую плату обращения к нему граждан.
Как говорят эксперты финансового рынка, если спор уходит в суд, то он затягивается не менее чем на год. Многие клиенты банков или страховых, имея такой негативный опыт, попросту отказываются в дальнейшем от финансовых услуг. Если же в стране заработает финансовый омбудсмен, то жалобы будут рассматриваться чуть ли не вполовину быстрее, чем в суде. В мире только 10% таких решений потом обжалуются в суде.
Среди рисков называют возможное неприятие идеи участниками рынка относительно софинансирования ими офиса почти на 50 работников, которые еще и должны будут защищать права потребителей.
КОМПЕТЕНТНО
Сергей РЫБАЛКА, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности:
- Мы готовы оказать всяческую поддержку такой работе, вместе выработать проект закона и способствовать скорейшему его прохождению через сессионный зал. Опыт других стран свидетельствует: возможность решения споров без судебной волокиты уменьшает расходы финансовых учреждений. На сегодняшний день в Украине не существует отдельного механизма рассмотрения финансовых споров (с банками, страховыми, Фондом гарантирования, ломбардами, кредитными союзами и финансовыми компаниями), кроме суда. При этом, по оценкам специалистов, чуть ли не в 90 процентов случаев в суд можно было вообще не идти, урегулировав спор "на берегу".
В некоторых странах Европы финансовые омбудсмены еще и оказывают юридическую поддержку потребителям в судах в случае невозможности решить спор в досудебном порядке. Отсюда еще одна задача - масштабная информационная кампания по объяснению роли и места финансового омбудсмена в жизни потребителя финансовой услуги.