ГДЕ ТУТ У ВАС АПТЕКА
Ученым удалось определить, что употребляли внутрь неандертальцы, обитавшие на территории Европы примерно 50 тысяч лет назад. Для этого они исследовали налет, сохранившийся на зубах дикарей, останки которых были в разное время обнаружены в пещерах Италии, Испании и Бельгии. Оказывается, в налете сохраняются следы веществ, с которыми контактировали зубы.
С останками неандертальцев работали несколько десятков палеонтологов, генетиков и биологов из разных стран. Руководила ими доктор Лаура Уэйрич из австралийского Университета в Аделаиде. Недавно в журнале Nature появилась статья с сенсационными результатами.
Анализы показали: помимо мяса шерстистых носорогов и горных баранов, съедобных растений и грибов, обследованные неандертальцы употребляли салициловую кислоту - главное действующее вещество аспирина. Были обнаружены и следы антибиотика - пенициллина.
Ученые уверяют: их подопечные принимали лекарственные вещества, что называется, по назначению: аспирин - как обезболивающее, пенициллин - как антибактериальное средство. Неандерталец со следами аспирина в зубном налете, к примеру, мучился от зубной боли, а пенициллин нашелся у собрата, который страдал поносом, вызванным бактериями Enterocytozoon bieneusi.
Кто лечил наших отдаленных предков средствами, которые стали известны людям спустя десятки тысяч лет? Некоторые горячие головы не исключают, что лекарями могли быть некие более развитые существа, проявлявшие сострадание к недужным дикарям. Но есть и более разумная гипотеза. Источником аспирина могла быть кора одного из видов бальзамического тополя. А пенициллин неандертальцы получали вместе с плесенью - пенициллиновым грибком, из которого в 1928 году Александр Флеминг впервые выделил свой легендарный антибиотик.
Другой вопрос: как дикари додумались до того, чтобы лечиться и аспирином, и пенициллином? Это - загадка.
Увы, лечение неандертальцев не спасло. Вымерли как вид.
ПРОПИЛИ КУРС АНТИБИОТИКОВ
Возможно, нынешнее исследование прольет свет на другую загадку, всплывшую несколько лет назад. Ученые искали древние бактерии - такие, которые не испытали на себе воздействие современной окружающей среды. Предположили, что они могут находиться в местечке Беар Крик на территории Юкона в Канаде - там, на глубине 6 метров от поверхности, расположен слой ила. А ил, в свою очередь, прикрыт вулканическим пеплом, который выпал около 30 тысяч лет назад и законсервировал "образцы" бактерий под ним.
До ила в Беар Крик добрался микробиолог Герард Райт из канадского Университета Макмастера в Онтарио. Он накопал бактерий вместе с образцами тканей мамонтов. Выделил ДНК. И удивился: в ней - в ДНК 30-тысячелетней давности - нашлись все основные гены, которые позволяют современным бактериям сопротивляться антибиотикам.
Ученые тогда гадали: как у древних бактерий могла появиться способность сопротивляться антибиотикам за сотни веков до того, как их стали применять в медицине? Этот вопрос крайне взволновал уфологов. Они уверяли, что антибактериальные препараты привезли на Землю пришельцы. И лечили ими наших предков, которые находились на грани вымирания от какой-нибудь инфекции. Мол, люди, жившие в районе Беар Крик, как раз и удостоились инопланетного медицинского обслуживания. И были спасены. А местные бактерии в итоге обзавелись той самой загадочной стойкостью к антибиотикам.
Однако нынешние исследования зубного налета свидетельствуют: люди могли лечиться и самостоятельно - без медицинской помощи инопланетных врачей. Кстати, 30 тысяч лет назад неандертальцы уже вымерли. Остались кроманьонцы - наши непосредственные предки, с которыми неандертальцы некоторое время сожительствовали, и, возможно, передали свой медицинский опыт.
Не исключено и другое: бактерии могли выработать стойкость к антибиотикам естественным путем, как реакцию на вещества, выделяемые, например, плесенью или водорослями. Но этой гипотезе пока нет серьезного подкрепления. Ведь древних бактерий, стойких к антибиотикам, нигде больше не находили. Только в Беар Крик.
КСТАТИ
Валять дурака лучше в коллективе
Феномен "социальной лености" открыл французский психолог Макс Рингельман. Так он назвал эффект, когда, работая в коллективе, человек прилагает значительно меньше усилий, чем вкалывая в одиночку. Рингельман провел эксперимент, который многократно подтверждался впоследствии и был признан классическим в психологии. Чтобы определить вклад человека в индивидуальной и групповой работе, добровольцев просили поднимать грузы с помощью блока. Математические расчеты предполагали, что если два человека по отдельности способны поднять груз весом 50 килограммов, то вместе они поднимут 100. Однако на деле они поднимали только 93 кг (93% от индивидуальной эффективности). Группа из трех человек снижала свой КПД до 85 процентов - поднимала только 127 кг вместо ожидаемых 150. А в коллективе из 7 человек эффективность работы каждого падала до 42 процентов (они поднимали 147 кг вместо 350). Рингельман объяснял этот поразительный эффект потерей индивидуальной мотивации.