Грандиозный морской вояж уникального корабля (наша газета писала о нем в номере от 6 мая) под угрозой срыва. Хотя в прошлом году президент Виктор Ющенко подписал распоряжение о полном содействии команде «Спаса», чиновники Минтранса вставляют палки в колеса. Дескать, в украинских законах нет статьи о казацких плавсредствах! Значит, не то что за границу, но даже по водным просторам страны экипаж ходить не имеет права.
Львовские казаки в отчаянии. Еще бы: соорудили судно по образу и подобию старинного, разработали маршрут, как по Днепру добраться до Черного, затем до Средиземного моря, пересечь Атлантику и по внутренним каналам достигнуть Чикаго, а по пути всей Европе рассказать об Украине! Так все хорошо начиналось - львовяне даже успели отчалить от берегов Хортицы. И на тебе - застряли в порту Херсонеса из-за бюрократов.
- Инспекция судоходства запрещает нашей чайке выходить за пределы Украины, - сетует атаман экипажа Роман РОСЬ. - Самое смешное, что технический комитет Парусной федерации уже дает добро на плавание, а инспекторы стоят на своем: не пустим! Выводы техников для них ничего не значат. Я устал биться с госучреждениями! Все, что сделано из дерева, в нашей стране кораблем не считается. Очень обидно.
Тем временем в инспекции упорно гнут свою линию: никаких поблажек «спасовцам» не будет.
- Мы не можем отнести «Спас» ни к одному виду водного транспорта: не подходит, - разводит руками замначальника Государственной инспекции судоходства Анатолий ШУМИЛИН. - Ребята с самого начала нарушили закон, заложив киль. А надо было предоставить все чертежи нам, только никто этого не сделал. Готовое судно должно пройти испытание - и этого не организовали. Наконец, команда незаконно покинула Запорожье, не сообщив в инспекцию об отплытии. На последнем совещании по «Спасу», в котором участвовали Парусная федерация и Управление регистрации судоходства, никто не решился выпустить чайку в море.
Как бы там ни было, экипаж все равно не теряет надежды и решительно настроен побывать 11 июля на международном фестивале копий старинных кораблей во Франции. А уже оттуда - двинуть по маршруту через Атлантику.
К слову, два года назад «Спас» выходил в загранку - к берегам Грузии. И тогда почему-то разрешения на плавание были, а чайка прошла по бумагам как туристическое парусно-моторно-весельное судно. С какой стати теперь все так резко поменялось, непонятно…