Вы собираетесь в долгожданный отпуск, приходите в турагентство за путевкой, а вас спрашивают: как лететь хотите - чартерным рейсом или регулярным? Разница между ними существенная. У каждого варианта свои плюсы и минусы. Давайте разберемся!
Что такое чартер
Рассказывает старший менеджер по продажам авиабилетов компании «КийАвиа» Юлия НАРЫЖНАЯ:
- Заказчиком чартерного рейса является туристическая фирма, которая договаривается с авиакомпанией, заключает с ней договор и арендует самолет на нужный ей курорт. Чаще всего чартеры летают на массовых направлениях и в пик сезона отпусков либо организуются под конкретный праздник - на Новый год, скажем. Но существуют и круглогодичные чартерные программы - например, в Турцию, Египет, Таиланд. Компания, организовавшая чартер, может продать блок мест в самолете другим туристическим фирмам. Поэтому практически всегда одним рейсом летят туристы сразу нескольких туроператоров.
Билеты на чартерные рейсы продаются в комплекте с турпутевкой, но иногда можно приобрести их и отдельно. Стоят чартерные билеты значительно дешевле (обычно на 20 - 30% по сравнению с «регуляркой»). В этом, собственно, их главное преимущество. Кроме того, на некоторые экзотические пляжные курорты прямые регулярные рейсы из Украины просто не летают.
Есть также «отстойные» чартеры - самолет привозит пассажиров на курорт и стоит в аэропорту все десять дней или две недели, а потом везет домой. Но такие рейсы дороже и менее выгодны, сейчас их уже редко используют.
Билет вы получаете вместе с путевкой и другими документами либо в офисе турфирмы накануне вылета, либо непосредственно в аэропорту. Это обычная практика, поскольку билеты на чартеры выписываются незадолго до даты вылета. Кроме того, в зависимости от загрузки туроператоры могут поменять самолет на более или менее вместительный, объединить рейсы и так далее.
Правда ли, что чартеры чаще задерживают?
Да, это так. А вот почему? Объясняет управляющий отдела бронирования компании «КийАвиа» Юлия ДЖАВАДЯН:
- Задержки чартерных рейсов чаще связаны с плохой погодой. Сильный туман, проливные дожди, как результат - плохая видимость и другие неприятные сюрпризы. Они в первую очередь бьют по работе крупных, а значит, наиболее перегруженных аэропортов. Накапливается целая цепочка из отмененных рейсов. Когда погода налаживается и вылеты разрешают, зеленый свет сначала дают регулярным рейсам, так как они всегда в приоритетном положении по сравнению с чартерами.
Еще одна причина - технические неисправности самолетов. Если у авиакомпании возникает проблема с самолетом, то в первую очередь исправный борт поставят на регулярный рейс, даже если придется задержать чартерный. Другими словами, при прочих равных условиях преимущество на стороне регулярных рейсов. А поскольку чартеры на одном направлении, как правило, соединены в цепочку (одних туристов самолет привозит, а других забирает), то при задержке одного рейса сбивается расписание всех последующих вылетов.
К тому же чартерам часто достается неудобное время вылета - часов эдак в пять утра.
Выгоды «регулярки»
- На регулярный рейс в отличие от чартера можно купить билет с открытой датой или только в одну сторону.
- На билеты «регулярок» распространяются разные скидки (студенческие, для пенсионеров и другие), сезонные акции.
- Для часто летающих регулярными рейсами пассажиров есть программы премирования - за каждый полет на персональный счет зачисляются бесплатные мили. Накопите нужное количество миль - получите в подарок бесплатный полет или право путешествовать бизнес-классом! Мили начисляются в зависимости от дальности перелета. Например, за вояж в Софию вы получите около полутора тысяч миль, а в Торонто - 7000 и так далее. Чтобы вам досталась премиальная поездка эконом-классом, например, в Германию, нужно иметь в своей копилке 15 000 миль. А для перелета в Грузию - 20 000.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Права всех пассажиров одинаковы!»
Генеральный директор законодательной группы «Коллегиум» Валерий КАРПУНЦОВ:
- Отдельного нормативного документа, регулирующего чартерные перевозки, нет. Поэтому чартеры подчиняются общим правилам авиаперевозок. В договоре с турфирмой не указывается, каким рейсом вы летите - чартером или регулярным. Ваши права и там, и там абсолютно одинаковы.
Так, в международных авиационных правилах говорится:
- При задержке рейса больше двух часов пассажиры должны бесплатно получить напитки. При задержке дольше чем на 4 часа - горячую еду, а при ожидании вылета более 8 часов в дневное время и 6 часов в ночное - авиакомпания должна разместить пассажиров в гостинице. Причем за свой счет.
- Авиакомпания обязана предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми до 7 лет, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте в случае, если рейс задерживается свыше двух часов. Авиаперевозчики также должны организовать сохранность багажа пассажиров.
- Если вы потеряли билет, авиакомпания обязана проверить по системе бронирования, заключал ли пассажир с ней договор (то есть покупал ли билет). Если информация о покупке подтвердится, то пассажиру должны оформить новый бланк билета.
Все эти нормы распространяются и на пассажиров чартерных рейсов. Однако, к сожалению, в Украине авиакомпании далеко не всегда следуют этим правилам.