Электронный кондуктор установят до конца месяца

 Пока пассажиры платят водителю

Трамвай № 12 (от поселка Жуковского, мимо Госпрома на железнодорожный вокзал) и троллейбус № 1 (28 м/р – ст. метро «Маршала Жукова») - показательные для Харькова маршруты. Этим транспортом жители спальных районов добираются на работу, учебу, а также на рынок и вокзал. Большой пассажиропоток бывает в часы пик.

- Пока устанавливаются турникеты только на новых вагонах, - рассказал директор Департамента транспорта и связи Харьковского горисполкома Евгений Водовозов. – Но отказываться от внедрения электронного сбора денег мы не собираемся. Уже к первому января надеемся оборудовать весь подвижной состав «Горэлектротранс».

Готовить харьковчан к новой системе расчета за проезд начали несколько месяцев назад. Вагоны без кондукторов (трамваи № 8 и 14, троллейбус - № 31), вход через переднюю дверь и талончики, которые требуют оттиска компостера. Горожане, привыкшие за десять лет к живым кондукторам, сначала неохотно платили водителю. Но сегодня, говорит Евгений Водовозов, прибыль от пассажирских перевозок такая же, как была, когда штат кондукторов был полностью укомплектован – люди потихоньку начали привыкать.

Экономическая целесообразность этого эксперимента налицо: как показал опыт Москвы, электронные кондукторы дают на 50 % больше выручки, чем живые. В первое время билетеры останутся на маршрутах - будут помогать пассажирам, объяснять, что и как делать. Как решится их участь, когда система заработает повсеместно, пока неясно.

 

Льготники – за документом в собес

 

Турникет на передней двери и отсутствие кондуктора – не единственные изменения, которые ждут харьковчан с введением автоматической системы. Первыми в Украине мы начнем использовать для проезда не одноразовый талон, а пластиковую карту, с которой будут считываться деньги за каждую поездку (по типу телефонной). Их будут продавать на остановках, но вот специальных киосков для этого не будет. Сегодня заключаются договоры с предпринимателями, у которых есть бизнес недалеко от остановок общественного транспорта. В этих киосках будет установлено оборудование для пополнения счета (минимум на две гривны). Привычные скидки обещают оставить ученикам и студентам – письма о новых условиях уже разосланы в учебные заведения. Сложнее всего будет с льготниками, которые имеют право на бесплатный проезд.

- Больше трети пассажиров мы перевозим бесплатно, - рассказал советник генерального директора по развитию КП «Горэлектротранс» Андрей Щетинский. – Пока мы не обеспечим их смарт-картами для бесплатного проезда, речи о пуске транспорта с электронными кондукторами быть не может.

Трудность состоит в том, что получить льготный документ нужно будет в управлении труда и социальной защиты (собес) по месту жительства.

 

…А в это время

 

Новшество появилось и в метрополитене. Практически на каждой станции уже установлены турникеты для бесконтактных карт. Сейчас идет апробация системы пользования, а карточки выданы работникам метро. Возможно, уже через месяц они поступят в продажу. В каком объеме, пока неизвестно.