Благовещение дает нам надежду на спасение

Наша постоянная рубрика "Дела духовные".

Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

В этом году два праздника - Благовещение и Вход Господень в Иерусалим - Церковь отмечает с разницей в один день. И в этом есть определенный символизм. Благовестие архангела Гавриила Деве Марии напрямую связано не только с тем, что в мир пришел Спаситель, но и с нашей реакцией на это событие. Дело в том, что святые отцы говорят нам, что Бог, Творец неба и земли, наделил человека самым большим из возможных даров - даром свободы. Именно этот дар, по мысли святителя Григория Богослова, делает человека подобным Богу. Зачем Бог сделал это? Потому что любит нас и хочет ответной любви. Но не секрет, что без свободы - любовь неосуществима. В то же время, дав нам возможность принимать те или иные решения, Господь не разрушает Свой дар и не нарушает нашу свободу. Мы сами решаем, с кем нам быть - с Богом или с дьяволом. Более того, Творец ожидал согласия от всего творения на то, чтобы прийти в мир. Это согласие в день Благовещения от лица всего человечества дала Дева Мария, когда услышала от ангела о рождении от нее Сына: "да будет мне по глаголу Твоему". Без ее согласия мы бы до сих пор не имели надежды на спасение... 

Вместе с тем Вход Господень в Иерусалим тоже связан с выбором, который делает человек. Но если в первом случае, на Благовещение, этот выбор - следствие благочестивой жизни Богородицы, Ее молитвы и смирения, то во втором случае, приветствие Спасителя возле врат Иерусалима, - это выбор, который связан с ожиданием чуда. 

Человек - существо слабое и немощное. Очень часто, обращаясь к Богу, он ждет от Него ответа в виде решения тех или иных своих проблем. Люди, которые кричали Христу "Осанна Сыну Данилову", делали это не потому, что обладали сильной верой, а потому, что хотели исцеления своих болезней, избавления от римлян и исполнения своих желаний. Такое отношение к Богу, когда человек ждет от своей веры материального благополучия, в корне отличается от того, которое показала нам Божия Матерь.

Она знала, что Ее ждет, знала, что "оружие пройдет Ее душу", знала, что будет страдать Она и Ее Сын. Но все равно приняла все это. Почему? Потому что любила Всевышнего. Именно этой любви и ждет от нас Господь.

Любви "просто так", а не "за что-то". Ведь если мы не полюбим Христа, то очень скоро может оказаться так, что мы, встречая Его с радостью у врат нашего сердца, уже через несколько дней будем требовать Его распятия. Потому что там, где нет любви, там всегда смерть.