Мама полтавчанки-индиго: "Искусство подарило дочери еще шесть лет жизни"

Маленькую Сашу Путрю по сей день считают юным гением: работы 11-летней девочки поражают яркостью красок и нестандартными образами.

Саша (справа) научилась делать индийский макияж и наряжаться в сари. Фото: Из личного архива

Живи Саша в наши дни, ее бы причислили к детям индиго. Но этот термин появился уже в 90-х, когда Саши уже не было. Но ее талант не остался незамеченным. Еще при жизни девочки состоялись две выставки ее работ, которыми девочка очень гордилась.

А за прошедшие почти 30 лет после смерти Саши о ней узнал весь мир. Феноменальные работы маленькой украинки увидели жители более 50 стран. Ее работы - рисунки, всевозможные поделки, чеканки - поражали яркими красками, в них отчетливо читалось нестандартное мышление. 

О жизни Саши было снято несколько документальных фильмов, написаны десятки книг и очерков, сотни статей. Были выпущены открытки с ее рисунками, альбомы. В родной Полтаве много лет подряд проходят конкурсы рисунка, ставшие уже международными. Талант девочки, ее саму не забывают даже спустя столько лет.

В 1989 году 11-летняя Саша умерла от лейкемии. Со страшной болезнью дочери семья Путря боролась последние 6 лет ее жизни, а сама Саша все эти годы не переставала творить. О судьбе необычной девочки "КП" в Украине"  поговорила с ее мамой Викторией Емец.

Даже засыпала среди красок

Как и другие дети, Саша рисовала животных, свою семью, себя, героев сказок. Но у ее работ все же были уникальные черты. Ее безудержная фантазия помогала изображать привычные предметы в новой удивительной форме. А еще девочка с упоением рисовала космос, параллельные миры, культуру, о которой и сама раньше не знала… Техника Сашиных работ, четкость линий поражала и маститых художников.

Рисовать Саша начала едва ли не с пеленок. Семья немало способствовала: папа художник и мама хормейстер подавали детям хороший пример.

- Мы знали, что дети наши будут или художниками, или музыкантами, - делится воспоминаниями мама Саши Путри Виктория Леонидовна. - Но если старшая дочь Лера с удовольствием занималась музыкой, то Саше это казалось неинтересным: "Это скучно - целый день играть этюды". Зато по 4-5 часов заниматься рисованием ей было не скучно. Ее так увлекал творческий процесс, что мне порой приходилось вмешиваться, просила ее отвлечься, отдохнуть, в конце концов. Саша частенько засыпала в красках, любила повторять, что, когда вырастет, будет рисовать дни и ночи напролет…

Виктория Емец до сих пор проводит выставки работ своей гениальной дочери. Фото: Из личного архива

Но не только чрезмерная увлеченность девочки беспокоила родителей. У малышки периодически начинали болеть то ручка, то ножки, бывало, даже не могла встать. 

Однако поставить диагноз врачи долго не могли - даже когда Саша попала в больницу с высокой температурой, медики не нашли объяснения. После этого отец Евгений Васильевич написал отчаянное письмо в Минздрав с просьбой помочь дочери. Приехала профессор-гематолог и поставила диагноз, громом обрушившийся на родителей, - лейкемия. Это уже даже был не диагноз, а, скорее, приговор - на тот момент кровь пятилетней Саши была уже на 92% белая. 

- Девочке осталось месяц, от силы - два, - ничего утешительного врачи сказать не могли. - Попробуйте, впрочем, в Киеве пройти лечение.

Рисунки как индикатор здоровья

После двухмесячного курса терапии девочка хоть и была ослабевшей, все же почувствовала себя лучше. И она начала творить, причем в таких объемах, с таким вдохновением, что порой забывала обо всем. 

Откуда у полтавчанки взялись любовь и понимание индийской культуры, не понимали даже родители.

- Искусство подарило Сашеньке 6 лет жизни, - уверена Виктория Емец. - Она отвлекалась от своих проблем, от своей боли, уходила с головой в творчество. Я даже знала - если Саша рисует, значит, все хорошо. Но если забрасывает любимое дело, не притрагивается к кистям и карандашам - беда, обострение близится. Даже по цветам красок определяла ее состояние. Если все хорошо, Сашенька использовала свежие тона в рисунках - зеленый, голубой, салатовый… Когда она рисовала красным, коричневым, я понимала, что надо срочно бежать в больницу и сдавать анализы.

Такой цветовой "индикатор" ни разу не подвел родителей. Их дочь даже свое состояние здоровья интуитивно переносила на холсты, предвидя ухудшение и обострение заранее.

Последний автопортрет в сари, 1989 год.

- Знаете, в этом январе в Вене проходили мероприятия "Украина после Чернобыля", - рассказывает мама. - Выставлялись и Сашины работы. У нее есть картина на эту тему. На ней мы сидим под деревом, дышим свежим, как мы тогда думали, воздухом. Тогда ведь не знал никто об опасности, на улице гуляли, как раз период ремиссии был, болезнь на убыль пошла, надежды большие были. Только потом у нас обострение началось…

НАСЛЕДИЕ

46 альбомов рисунков и технические чертежи

Сашино творчество распространялось не только на рисунки. Она делала всевозможные поделки из пластилина, изделия из бусин и камушков, мягкие игрушки, вышивки, занималась чеканкой и выжиганием по дереву. Девочка даже делала технические чертежи, надеясь, что в будущем они помогут взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Она рисовала шаржи, писала стихи. За годы жизни девочка создала около 2300 работ. 

Большая часть Сашиного наследия - рисунки, которые хранятся в 46 альбомах. Четко прослеживаются интересующие девочку темы. Например, с началом болезни рисунки стали более философские, совсем недетские. На них появились изображения космоса, галактик, планет и созвездий. Вероятно, девочка искала ответы и спасение там, в неизведанных мирах и высотах. Отдельно идут рисунки на религиозную тематику - на них Лавра и священники, ангелы-хранители и Дева Мария.

Больше всего работ посвящены далекой стране, в которой Саша ни разу не бывала, - Индии. Откуда взялись знания и любовь к этой стране, было непонятно и самой Саше, и ее родителям. Однако на рисунках девочки - изображения волооких девушек в сари, красавцев мужчин, под рукой девочки рождались слоны и королевские кобры, танцующие божества.

В доме появились пластинки с индийской музыкой, книги об истории и культуре этой страны, современные журналы, рассказывающие об Индии, а актер Митхун Чакраборти стал большой Сашиной любовью. Девочка научилась наряжаться в сари, делать сложный индийский макияж… 

Свой последний, 11-й день рождения Саша встречала в сари, которое самостоятельно сшила, а также сделала к нему всевозможные украшения. 22 января следующего года она нарисовала автопортрет в индийском национальном костюме. А через два дня ее не стало.

Похоронили Сашу в том самом сари, а также с ее талисманом - портретом Митхуна Чакраборти.

По цветам рисунков можно было понять, как девочка себя чувствует.