Формально независимый регулятор в сфере услуг ЖКХ (НКРЭКУ) решила остановить действие своего же решения по внедрению тарифов на транспортировку и распределение природного газа.
- НКРЭКУ намерена приостановить данное решение с целью недопущения увеличения общего счета за газ для населения, - сообщили в ведомстве. - Комиссия проведет дополнительные консультации с Кабинетом министров в части компетенций, напрямую зависящих от правительства, а именно - распространение субсидий на услуги по транспортировке и распределению, а также инициирует дополнительный период для адаптации потребителей с наименьшими типоразмерами и перенесет введение отдельной платы для этой категории потребителей до принятия решения по снижению тарифов на тепловую энергию.
Как видите, от идеи введения абонплаты пока никто не отказывался. Но формулу могут отредактировать. Какие варианты возможны в дальнейшем?
Вариант 1 - для газовых плит изменят формулу
Основная проблема формулы, которую использовала НКРЭКУ для расчета тарифа абонплаты, - тот факт, что для квартир с газовыми плитами, которые не имеют счетчиков (а таких большинство), применяется тариф, как будто у них стоит счетчик G2.5 с максимальной пропускной способностью 4 кубометра газа в час. Хотя, как говорят эксперты, газовая плита имеет существенно более низкий расход газа.
- В среднем общая мощность плиты равна 10 кВт, - говорит эксперт по энергоэффективности Игорь Черкашин. - Достаточно несложных математических расчетов, чтобы узнать, что в среднем плита имеет расход газа 1,2 кубометра в час. Что соответствует техническим параметрам газового счетчика G1.6.
То есть в НКРЭКУ могут просто снизить норму максимальной пропускной способности для квартир с газовыми плитами, и тогда проблема будет частично решена.
Также законодательно не урегулирован вопрос с многоквартирными домами, на которых есть общедомовые счетчики газа. Как говорят эксперты, эти абоненты уже не платят по нормам, но и не имеют индивидуальных счетчиков. Так что непонятно, как им рассчитывать абонплату.
Вариант 2 - снизят тариф на тепло
Второй вариант, который озвучили в НКРЭКУ, это введение субсидии на абонплату на газ и снижение тарифов на тепло, чтобы компенсировать возросшие расходы населения.
Тут вроде бы все понятно. Если на 1000 гривен в год у людей вырос расход из-за газовой абонплаты, то на столько же должен упасть тариф на тепло. Правда, опять же непонятно, как его рассчитывать для домов с общедомовыми счетчиками. Ведь там люди платят за реально потребленное тепло, и в зависимости от того, как утеплены дома, какие в них стоят окна, отличаются и платежи жителей разных многоэтажек.
Вариант 3 - оставят все, как и было
Ну и, наконец, не исключено, что на какое-то время все оставят как есть или просто цену газа разделят на две платежки - то есть потребители будут платить 6,09 грн. за кубометр газа и 79 копеек - за его транспортировку и обслуживание сетей. Сейчас сумма 6,88 грн. заложена в одну квитанцию. И европейский опыт, на который кивают некоторые эксперты, обосновывая введение абонплаты, тут ни при чем.
- Третий энергетический пакет никак не регламентирует абонплату на распределение газа, - говорит заместитель главы департамента НАК "Нафтогаз Украины" Алексей Хабатюк. - Поэтому в странах Европы и нет единого подхода к структуре тарифов на распределение газа. Это может быть фиксированная плата, плата за мощность, плата за объем или комбинация этих параметров. В ЕС - 11 стран, которые имеют в тарифах на распределение фиксированную плату или плату за мощность, кроме платы за объем.
И всего четыре страны из этих одиннадцати, по словам эксперта, имеют плату за мощность для бытовых потребителей. Но всего одна из них - Нидерланды - имеет только плату за мощность и фиксированную ежемесячную плату, подобно тому, как хотели сделать у нас. Однако там потребителям дали переходной период в два года на то, чтобы снизить объемы потребления, внедряя энергосберегающие технологии.