Почему у современных школьников проблемы с памятью и усидчивостью

В одно ухо влетело, в другое вылетело!

Смартфоны и интернет детям куда интереснее, чем учитель у доски. Фото: Олег УКЛАДОВ

- Вася, до тебя что, ничего не доходит?

- Маша, ты можешь хоть десять минут посидеть спокойно?

Знакомые фразы? Конечно. Но сейчас они звучат в классах все чаще. Родители и учителя жалуются: память у детей - абсолютно дырявая!

В начальной школе можно убить целый вечер на то, чтобы выучить стихотворение. А на следующий же день ребенок у доски не может вспомнить ни строчки и приносит двойку. Да и в старших классах ситуация ничуть не лучше.

- Ко мне регулярно приходят ученики, у которых проблема с запоминанием информации, - рассказывает Андрей Самойлов, репетитор по математике. - Они вообще не усваивают то, что им говорит учитель, не могут сосредоточиться на уроке. Мне приходится им из раза в раз объяснять одно и то же. Но у школьных учителей просто нет такой возможности. В школе у них довольно жесткая программа, и педагоги вынуждены двигаться вперед. Даже если половина класса не помнит, что они проходили на прошлом занятии.

Во всем мире рапортуют об эпидемии СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Например, только в Германии число детей с СДВГ выросло с 1989 по 2013 год более чем в пять раз! И проблемы у таких ребят гораздо более серьезные, чем неспособность выучить стишок. Если верить зарубежным исследованиям, то многие из них бросают школу, часто попадают в аварии. А почти треть девочек с СДВГ беременеет еще до окончания подросткового возраста. В зрелом возрасте такие дети чаще становятся наркоманами или алкоголиками, ввязываются в криминальные истории, чаще страдают депрессией и имеют повышенную склонность к суицидам.

КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ДИАГНОЗ - ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА

У нас официальной статистики на этот счет не ведется. По разным данным, среди наших детей синдромом дефицита внимания страдают от 4 до 18 процентов ребят. Причем мальчики  почти в три раза чаще, чем девочки!

- Обычно первые симптомы появляются у детей еще до 7 лет, - рассказывает профессор Николай Заваденко. - Но поставить точный диагноз можно только после длительного наблюдения за ребенком. Часто эти симптомы объясняются другими факторами - например, эмоциональными расстройствами или стрессами. Я бы сказал, что почти каждый третий диагноз СДВГ - это следствие некомпетентности специалистов.

Дефицит внимания сейчас детям приписывают все кому не лень - от воспитателей в детском саду до школьных психологов.

- В моей практике был случай, когда учительница математики определила у ребенка гиперактивность, - вспоминает Николай Николаевич. - Хотя он был неусидчив только на ее уроках, другие учителя на него не жаловались. Так что проблема была явно в педагоге, а не в ребенке.

Получается замкнутый круг. С одной стороны, проблемных детей действительно становится больше. Но параллельно растет и число тех, кому просто выдают модный диагноз! А ведь лечение часто бывает довольно серьезное - от психотерапии до мощных медикаментов с широким списком побочных эффектов. Самым гиперактивным и вовсе светят коррекционные классы.

ШКОЛЬНАЯ ТЯГОМОТИНА

Впрочем, у детской забывчивости и неусидчивости могут быть и иные причины. Британский эксперт сэр Кен Робинсон, международный советник по развитию систем образования (кстати, в рыцари его произвели именно за заслуги в сфере образования) уверен, что по большому счету эпидемия СДВГ является фикцией:

- Детей сейчас принято пичкать лекарствами, точно так же, как раньше без особых раздумий было принято удалять гланды. Основания для этого все те же - медицинская мода! Мне кажется не случайным, что с введением стандартизированных тестов СДВГ встречается все чаще. Детям прописывают зачастую опасные препараты, чтобы они были спокойнее и могли концентрироваться.

Но если СДВГ - это миф, то почему и родители, и педагоги отмечают, что невнимательных и забывчивых детей становится все больше?

- В наше время на детей действует больше раздражителей, чем когда-либо в истории человечества, - считает Кен Робинсон. - Каждый источник информации старается завладеть их вниманием, будь то компьютеры, сотовые телефоны, реклама или сотни телеканалов. Но им нельзя отвлекаться от скучнейшей тягомотины, которую преподают в школах, иначе их ждет наказание.

Получается, что в большинстве случаев проблема вовсе не в самих детях, а в школьной программе, которую пытаются в них впихнуть. Учителя и учебники просто не в силах конкурировать с котиками в соцсетях и видео на YouTube, как бы они ни старались сделать учебу интереснее. И выход тут один - менять программу и сами подходы к преподаванию так, чтобы завладеть вниманием детей.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Татьяна Клименко, психиатр:

- На мой взгляд, действительно многие дети, прежде всего мальчики 5 - 7 лет, гиперактивны. В существовании СДВГ я не сомневаюсь. Но с возрастом у большинства такая детская подвижность и живость проходят. Другой вопрос - является ли это патологией или всего лишь этапом в психологическом развитии? Чаще всего, конечно, это лишь этап развития. И в этом случае требуются меры педагогического воздействия, а вовсе не лекарства. Гипер­активному ребенку нужно уделять больше внимания, а вот результат будет виден не сразу. А учителям и родителям на это нужно время. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Надо встревожиться, если ребенок: