В Кабмине решили защищать права потребителей с удвоенной силой

29 марта была принята Концепция государственной политики в сфере защиты прав потребителей на период до 2020 года, разработанная Министерством экономического развития и торговли Украины.

Фото: Евгения Гусева

Цель концепции - усовершенствовать механизмы защиты потребителей в Украине, определив основные задачи госполитики в этой сфере с учетом лучших практик стран Евросоюза.

Дело в том, что подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина взяла на себя обязательства обеспечить высокий уровень защиты прав потребителей (ЗПП). Как ясно из названия, Концепцию предполагается реализовать в течение ближайших трех лет.

В документе в лучших традициях не забыли "пнуть" советский подход в построении и развитии системы защиты прав потребителей, когда "преимущество в защите отдавалось контрольно-надзорным функциям государства". Зато теперь, разумеется, все будет совершенно по-другому.

В теории все звучит просто замечательно: нарушений прав потребителей станет меньше, недобросовестных предпринимателей с рынка устранят, а доверие к государственной системе защиты прав потребителей вырастет.

В связи с этим документ ставит задачу шире информировать украинцев об их потребительских правах и способах их защиты, и возлагает большие надежды на общественные объединения потребителей.

В Минэкономразвития справедливо полагают: зашуганные и бесправные украинцы ничего хорошего стране не сулят. Другое дело – осведомленные, информированные и наделенные правами потребители! С ними можно горы свернуть, ведь они "являются двигателем экономических изменений, их выбор стимулирует внедрение инноваций и развитие экономики".

Авторы документа считают, что основными причинами возникновения проблем в сфере ЗПП являются:

- несовершенство законодательства,

- низкий уровень информированности потребителей,

- институциональная несостоятельность реализации государственной политики в сфере ЗПП, отсутствие эффективной системы органов государственной власти, ответственных за ЗПП, недостаточное материальное и кадровое обеспечение таких органов.

Соответственно, реализация Концепции предполагается по следующим направлениям:

1. Законодательство: совершенствование законодательства по вопросам ЗПП, государственного рыночного надзора и контроля.

2. Информационная поддержка потребителей: разъяснения законодательства в сфере ЗПП через СМИ и учебные заведения, поддержка общественных объединений потребителей, внедрение информационных систем государственного рыночного надзора о выявленной опасной продукции.

3. Институциональное развитие: завершение процесса реформирования органов государственного рыночного надзора и ЗПП, систематизация и координация деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно ЗПП, повышение квалификации специалистов в сфере ЗПП, финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение соответствующих органов.

Финансировать все эти "нью-васюки" планируют из госбюджета. Цена вопроса не называется: предполагается, что объемы средств будут определяться ежегодно с учетом возможностей источников финансирования/

В ТЕМУ

Как нарушаются права

Проверки того, как соблюдаются требования законодательства по ЗПП, выявили множество нарушений:

*отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции или продавце - 75%

*изготовление или реализация продукции, не отвечающей требованиям нормативно-правовых актов относительно безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды - 10,1%

*нарушение правил торговли и условий договора - 9%

*создание препятствий служебным лицам при проведении проверки - 2,2%

*отказ потребителям в реализации их прав при приобретении продукции ненадлежащего качества - 1,9%

*деятельность, которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной - 1,8%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Покупатель против магазина: учимся отстаивать свои права

Уж сколько раз твердили миру о том, что покупатель имеет право заходить в торговый зал и с сумкой, и с рюкзаком, и даже с мешком! Но стоит только охраннику попросить сдать вещи в камеру хранения, как мы тут же безропотно выполняем эту просьбу, даже невзирая на то, что над ячейками аршинными буквами написано: магазин не несет ответственности за оставленные вещи!