"Грибы": в чем секрет украинской группы, из-за которой дерутся жены олигархов

Ведь каждый их ролик становится "вирусным", собирая десятки миллионов просмотров и провоцируя странную истерию в массах.

Кадр из клипа «Тает лед»: рэп на полусогнутых посмотрели уже пол-Украины. Фото: Кадр youtube.com

"КП" в Украине" вместе с музыкальными критиками и маститыми рэперами разбиралась, какие будоражащие фишки в нотах используют "Грибы".

Неогопники или новые короли улиц?

Эта засекреченная хип-хоперская четверка из Киева так нагло и дерзко заставила себя слушать, множась бесчисленными порциями пародий в соцсетях (ну да, как грибы после дождя!), что заставила сойти с ума счетчики Youtube. Последний их клип "Тает лед" набрал за две недели 25 млн просмотров!

Споры "Грибов" так бесцеремонно проросли в наушниках меломанов, что многие звезды заерзали в своих уголках славы - мол, ну как эта "полугопота с хипстерским налетом" наделала за год шуму больше, чем все звездные скандалы за последнюю пятилетку? 

Задумались в редакции и мы. Ради эксперимента всем отделом культуры включили "грибную" тему и поприседали с коллегами модный бит, пропитанный басом: "Между нами тает лед, пусть теперь нас никто не найдет". Ну да, хороший бас - слоеный, жирный. Вот этим-то грузным битом с липучими речетативами ребята и "навалили" на интернет, заслуженно получив свою дозу... популярности.

Жены олигархов ссорятся за место под сценой

Кто же они, эти крепкие парнишки в балаклавах с колоритным говорком в стиле "не гони так гнать"? Почему их тексты, так славно гармонирующие с антуражами развалин провинциальных ДК конца 90-х, заставляют "пропереться" самые "продвинутые" прослойки общества - от неогопоты до офисного планктона, от растаманов до солидных дядечек в "Ягуарах"?

Начинали Юрий Бардаш, 4atty aka Tilla, Симптом НЖН и Kyivstoner (такие у них интернет-ники) с незатейливого черно-белого видео "Интро" в андеграундном стиле, где пацаны с лицами "шлангом" читали "Мы типа грибы" под синхронный попкотряс сексапильных девчонок. Благодаря свирепой подаче и пустующей нише танцевального хип-хауса, изобилующего юмором и стебом, интернет-пипл, вечно жаждущий новых визуально-звуковых ощущений, залайкал "Грибы" до дыр.

Ну и без сарафанного радио тут тоже не обошлось. Пародии на "грибные" клипы сделали все - от Поляковой, Киркорова и Урганта до узбекских бабушек. Причем Киркоров даже заявил в соцсети, что мечтает попасть на их живой концерт. А попавшие туда недавно жены российских олигархов устроили свару, не поделив места возле сцены.

Несомненно, "Грибы" добавили в затхлый рэпчик 90-х свежести модных рифм, истребили дешевый понт, приправили уличным душком и облачили свое детище в современный бит.

КОМПЕТЕНТНО

"Это эксплуатация элементов музыкального конструктора"

"КП" в Украине" узнала мнение именитых продюсеров, музыкальных критиков и артистов относительно повальной "грибомании". 

Игорь Панасов, музыкальный критик, Украина:

- Начнем с того, что "Грибы" - проект талантливого маркетолога и продюсера Юрия Бардаша, который дебютировал здесь и как исполнитель.

Группу нужно рассматривать не только с точки зрения творчества - тут есть четкое позиционирование по целевой аудитории. С одной стороны, "Грибы" метко попадают в ЦА спальных районов не самых благополучных частей нашей страны. С другой - нужно признать, что их подача весьма остроумна, что делает песни интересными и для так называемого креативного класса. Это люди, которые смотрят на кипящую в клипах "Грибов" жизнь как бы со стороны. Ведь такой образ жизни не является их повседневностью, поэтому увиденное не отталкивает, а забавляет.

Как человек, который жил какое-то время в Донбассе, я увидел в типажах "Грибов" всех "своих" - и это жутко. Видоизмененная эстетика 90-х, которую ребята поддерживают, идеально ложится на времяпровождение людей, которые там живут. По сути, служит саундтреком для их беспросветной повседневности. Это меня категорически отталкивает в группе "Грибы" как в явлении - они нагло эксплуатируют эту тематику.

Еще один фактор их успеха - хорошие биты. Чего греха таить - это сделано на совесть. Продакшн на высочайшем уровне. Но ничего нового они не принесли - это эксплуатация элементов конструктора, который и так есть у всех под рукой.

Долго ли продержится проект? Однозначно, это задумка на перспективу как минимум двухлетнюю. И зрителей вскоре ждет какой-то резкий неожиданный поворот в развитии "Грибов".

Сергей Пархоменко (рэпер Серега, Полиграф Шарикoff), Беларусь:

- Есть музыка, а есть маркетинг. Есть мелодия, а есть юмор. Есть гриб, который стоит на тонкой ножке и вырастает за одну ночь, а есть секвойя, которая тоже растет на ножке, но стоит века. Вот мой ответ. "Грибы" очень скоро люди позабудут - в них нет глубины.

Артур Гаспарян, музыкальный критик, Россия:

- Славянский рэп-быто­пи­са­тельство коллектива, в котором чувствуется некое философское обобщение, созвучно восприятию мира и жизни публикой, которая слушает "Грибы", и привело к тому, что их творчество находит такой отклик.

Их рэп - жизнерадостный и пофигистский, именно поэтому и получил такую фору в отличие от глубоких псевдофилософствований других представителей этого жанра. Хотя у "Грибов" философия тоже присутствует, но она легкая и понятна большинству людей.

Что нового принесли эти ребята? На самом деле в музыке давно нет новых тем. В популярной музыке происходит приблизительно то же самое, что и в эпоху географических открытий средневековья, когда были открыты все континенты и острова, после чего началось активное их освоение. Музыкальные открытия закончились, пожалуй, в 90-е - последним островком стала Nirvana. Так что и "Грибы" не открыли новых горизонтов, воспользовавшись популярным стилем и сделав талантливое наполнение в танцевальном хип-хопе - с собственным языком, подачей и образом.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

"Сегодня популярность есть, а завтра ее не будет"

Несмотря на имидж эдаких социопатов, мы нашли в Сети единственное в своем роде мини-интервью одного из участников "Грибов". Вот что говорит Kyivstoner: 

- Популярность - это такое. Сегодня она есть, завтра ее не будет… Да, "Грибы" взорвали. Все думают - коммерция. Да, коммерция, но у нас выше всегда андеграунд. И я знаю - как только распадутся "Грибы", мы каждый пойдем по своим делам.

ЛИЦА ИЗ "ГРИБНИЦЫ"

Ребята не ходят на интервью, не дают пресс-конференции. "Секретность" - это их свое­образный маркетинговый ход. Но кое-что об участниках группы все-таки известно.

 

Юрий Бардаш. Главарь "грибной" банды, он же привлекает в проект инвестиции и продюсирует группу. Влиятельный поп-продюсер из Алчевска, поставивший на ноги танцевальную группу Quest Pistols (сейчас - Quest Pistols Show), супруг и продюсер певицы Луна, "вожатый" лейбла KRUZHEVA Music.

 

 

 

4atty aka Tilla. Он же Илья Капустин. Артист давно занял свою нишу в отечественном рэп-андеграунде и сотрудничал со многими российскими рэперами - Лок Дог, ST, ВесЪ.

 

 

 

 

 

Симптом НЖН (настоящее имя не светит). В свое время вместе с 4atty рэповал в коллективе Апаска. Знаменит победой в главном украинском рэп-баттле Pit Bull Battle.

 

 

 

 

Kyivstoner. Известно, что зовут парня Альберт. В интернет-сообществе известен как "Бюджетный Гай Ричи", он же - Корреспондент Радужный. На его канале в Youtube - уйма забавных роликов, где он "сам себе актер" и "сам себе режиссер". В группе "Грибы" Альберт снимает комедийные скетчи, которые присутствуют в начале каждого клипа, и раскачивает публику на концертах. 

P.S. Все клипы "Грибов" снимает Влад Фишез - он же в свое время отвечал за постановку шоу группы Quest Pistols.

ЛИКБЕЗ "КП"

Что такое хип-хаус

Музыкальные критики в один голос окрестили "грибное" направление "хип-хаусом" - смесь хип-хопа и хауса (стиль электронной музыки, производный от танцевальных стилей ранней эры пост-диско - электро, хай-энерджи, соул, фанк и т. п.). Он исполнен техничным флоу (flow - термин в рэпе, обозначающий чтение под музыку) и напичкан абсурдным юмором.