Маркетологов хлебом не корми - дай только поиграть на наивности и неосведомленности потребителей, выдавая банальности за уникальные свойства продукта. А покупатель "клюет" на наживку, полагая, что только это масло без холестерина и именно эта вода без ГМО.
"КП" в Украине" вместе с диетологами разбиралась, на какие "крючки" нас ловят предприимчивые производители.
Без холестерина
Тот, кто придумал писать на бутылке с растительным маслом о том, что данный продукт не содержит холестерина, заслуживает аплодисментов. Ведь это не только чистая правда, но и отличный маркетинговый ход.
Судите сами. О том, как вреден холестерин, слышали уже все. И мысли среднестатистического покупателя, выбирающего бутылку с маслом, текут примерно по такому руслу. На этой бутылке написано, что масло без холестерина, а на этой - нет. Поэтому, хотя я краем уха и где-то когда-то слышал, что теоретически холестерина в растительном масле нет, возьму все же бутылку с пометкой "без холестерина". Как говорится, от греха подальше.
Между тем диетологи уже устали повторять: холестерин - это спутник исключительно животных жиров. А в растительных жирах, говорит диетолог Лариса Буткова, его содержание настолько мизерно (в 1000 раз меньше, чем, например, в яичном желтке), что этой цифрой вполне можно пренебречь. Причем это касается любого вида масла (подсолнечного, кукурузного, оливкового, облепихового, кунжутного, арахисового и т.д.) вне зависимости от способа его отжима.
Без глютена
Нередко на упаковках мучных продуктов можно увидеть обнадеживающую надпись "без глютена". Что такое этот самый глютен и с чем его едят, многие понятия не имеют, но придерживаются удобной версии: на упаковке зря не напишут! И если "без глютена" - значит, хорошо! Так что подстраховаться будет вовсе не лишним.
И снова ошибка, потому что это очередная уловка маркетологов. Ведь они на продажах не одну собаку съели и заранее знают, как можно напугать страшным словом особенно сознательную часть покупателей. Между тем диетологи уверяют: тем, у кого нет аллергии на глютен (а это крайне редкое заболевание), не стоит увлекаться подобными продуктами.
- В последнее время безглютеновые диеты стали довольно модными, и некоторые даже всерьез уверены, что без глютена они стали чувствовать себя гораздо лучше, - говорит диетолог Алена Юдина. - На мой взгляд, это иллюзия, и тем, у кого нет реакции на глютен, не стоит употреблять безглютеновые продукты. Ведь в этом случае человеку придется отказаться от ржаных, пшеничных, овсяных, ячменных блюд, а это приведет к нарушению основного правила здорового питания - оно должно быть разнообразным. В результате организм, недополучив витаминов и микроэлементов из сложных углеводов, начнет требовать их замены простыми углеводами - теми же конфетами.
Без консервантов
Мода на здоровый образ жизни - это здорово! И производители, идущие в ногу со временем, также от моды не отстают, избавляя свою продукцию от консервантов. По крайней мере визуально.
Как-то увидела в магазине сладкую газировку, на бутылке которой так и было указано: без консервантов! Надо полагать, потребитель, увидевший такую замечательную надпись, тут же должен увериться, что эта газировка - совсем не такая, как остальные, а гораздо полезнее. Между тем здравый смысл подсказывает: от того что в этом напитке нет консервантов, он не стал менее вредным ни на йоту!
Всевозможные рейтинги из года в год ставят сладкую газировку на одно из первых мест в списках самых вредных продуктов. Ведь это - гремучая смесь химии, газов и сахара (в эквиваленте - четыре-пять чайных ложек на стакан воды). А представители Американской ассоциации сердца и вовсе считают, что 0,33-литровая бутылка газировки может содержать около 16 чайных ложек сахара! Реагируя на такое количество сладости, попавшей в организм, поджелудочная железа начинает с большой скоростью вырабатывать инсулин, уровень сахара в крови резко повышается. Однако через некоторое время уровень сахара в крови не менее резко падает, и у человека появляется желание снова выпить бутылочку коварного напитка. Медики утверждают, что такие скачки уровня инсулина могут привести к развитию хронических заболеваний - от диабета до рака.
Еще одна удивительная надпись из серии "без консервантов" - на мороженом. Что здесь удивительного, спросите вы? Да то, что по логике любое мороженое может легко обойтись без консервантов, ведь это продукт глубокой заморозки! И гораздо полезнее для потребителя была бы надпись "не содержит растительных жиров". Но вот как раз ее днем с огнем не найдешь! Догадываетесь почему?
Без ГМО
В последние годы генетически модифицированные организмы стали еще одной страшилкой, находящейся на службе у предприимчивых маркетологов. Ведь шлепать на все продукты без разбора пометки "без ГМО" - это очень удобно и практически ничего не стоит. А покупателю - приятно.
Особенно бурные дискуссии вызывает надпись "без ГМО" на воде. Одни возмущаются - совершенно незачем доводить маркировку до абсурда, ведь каждому и так понятно, что никаких ГМ-организмов в воде нет! Другие говорят: а раз нет - чего вы возмущаетесь? Ведь в таком случае на бутылках написана чистая правда!
Так или иначе, а использование пометки "без ГМО" - конечно, дело производителя. А дело потребителя - запомнить: никаких конкурентных преимуществ и уникальных свойств "вода без ГМО" не имеет. По той простой причине, что воды "с ГМО" просто не существует.
В ТЕМУ
"Ужасы" ДГМО
|
Все эти уловки маркетологов очень похожи на известные "страшилки" о дигидрогене монооксида (ДГМО), которые в свою очередь начались с шутки американских студентов. В 1990 году группа учащихся Калифорнийского университета в рамках акции за безопасность окружения начала борьбу с веществом с таким страшным названием. Они распечатали брошюры, где перечислили все характеристики "химиката". Ирония заключается в том, что монооксид дигидрогена - это малоизвестное название обычной воды.
Шутка имела далеко идущие последствия. Спустя 7 лет ученик одной из американских школ провел опрос среди своих соучеников, большинство из которых отдали свой голос за полный запрет опасного химиката. А 1 апреля 1998-го членом австрийского парламента была объявлена кампания по запрету монооксида дигидрогена.
Таким образом, студенты продемонстрировали слепую веру людей в любую чушь, когда она обличена в строгую научную форму. И сделали вывод: "умные слова" делают троллинг более эффективным и подрывают аргументы оппонента.
Просто удивительно, что до сих пор никто из маркетологов не воспользовался этим термином и не предложил наклейку "не содержит ДГМО" - ведь название вполне походящее!
Все, что написано ниже, - это абсолютная правда. Но согласитесь: это вовсе не повод бояться обычной воды.
- ДГМО используется для охлаждения ядерных реакторов, как растворитель в производстве, как сырье в химической промышленности, при производстве пестицидов и других ядов.
- ДГМО является основной составляющей кислотных дождей.
- Масштабы катастрофы таковы, что ДГМО можно обнаружить в любых водоемах.
- ДГМО ускоряет коррозию и вредит большинству электроприборов.
- Твердый ДГМО может вызывать посинение, онемение, потерю чувствительности.
- Вдыхание даже небольшого количества ДГМО может закончиться смертельным исходом.
- ДГМО вызывает зависимость, при воздержании от его употребления человек умирает через несколько суток.
- Люди, работающие с ДГМО, как правило не получают инструкций, специальной одежды или перчаток.
- Отработанный ДГМО тоннами вываливается в реки, моря и озера, но об этом не пишут в газетах.
- ДГМО является одной из основных причин гибели "Титаника".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Маркетологи обирают нас по науке
Многие уверены, что человек - хозяин своей судьбы. Мы сами решаем, как жить, что покупать и какие убеждения иметь. Но нейробиологи все чаще говорят о том, что все наши представления о себе как о человеке разумном - иллюзия! Мол, на самом деле мы ничего осознанно не решаем.