Обвиняемому в гибели десантников генерал-майору Назарову дали семь лет тюрьмы

Отсидит он меньше пяти, поскольку срок считается с момента задержания.

Для такого «торжественного» случая генерал надел форму. Фото: автор

Спустя почти три года с момента трагедии сбитого под Луганском ИЛ-76 и полтора года судебных разбирательств Павлоградский межгородской суд наконец-то вынес приговор генерал-майору Виктору Назарову. Восемь лет тюрьмы, которые требовало обвинение, генерал не получил – ему присудили семь лет, причем два года из этого срока уже "засчитаны". Еще во время прения сторон прокуроры стояли на том, чтобы Виктор Назаров возместил 28,7 млн. гривен материальных убытков за сбитый самолет. А адвокат родственников погибших бойцов заявлял, что подсудимый должен компенсировать каждой семье моральный ущерб – по 500 тысяч гривен. Назаров же отделался 133 тысячами гривен, потраченными на проведение экспертиз в ходе следствия. А компенсацию семьям погибших выплатит Минобороны – по 500 тысяч гривен каждой семье.

Последнее заседание, 27 марта, на котором вынесли приговор Назарову, обвиняемому в служебной халатности, началось с двухчасовым опозданием. Собрался полный зал родственников погибших десантников. Генерал-майор по такому "торжественному" случаю нарядился в военную форму и еще до начала слушаний огорошил родных погибших сообщением, что он надеется на оправдательный приговор.

- Я считаю, что нет ни одного доказательства моей вины, - заявил обвиняемый.

В ответ на бурю возмущений родителей и жен десантников уточнил, мол, вину должен установить суд и только после этого можно говорить, кто виноват.

- Твой сын за границей сидит, а мы своих по кусочкам собирали, чтобы похоронить! – кричали матери десантников. – Что ты отворачиваешься, невиновный? Скажи людям хоть слово!

Назаров молчал. Во время зачитывания приговора, которое длилось четыре часа, впервые заметно нервничал. Из текста приговора было понятно, что остаться "не при делах" у генерала не получится: накануне трагического вылета ИЛ-76 он был проинформирован и СБУ, и МВД, и Луганской обладминистрацией о том, что две группы боевиков с переносным зенитным ракетным комплексом направлены в район аэропорта, чтобы сбивать все самолеты ВСУ. Назаров на полученную информацию не отреагировал.

Приговор приняли в штыки и родные десантников, и генерал. Назаров заявил, что однозначно будет подавать апелляцию. На это у него есть 30 дней, пока же он отправился домой и в течение этого месяца будет находиться под залогом. 27 апреля приговор вступит в силу, если апелляция не пройдет.

Семьи погибших военных решением суда недовольны, поскольку считают его слишком мягким, а Назарову, по их мнению, нужно было дать пожизненное.

- Я бы дал ему по году за каждого пацана, - говорил отец 18-летнего солдата, Анатолий Горда.- 49 лет в тюрьме было бы в самый раз.

Напомним, огласить приговор должны были еще месяц назад, но вдруг оказалось, что в экспертизах по идентификации погибших были допущены неточности в датах рождения и фамилиях. Чтобы не давать "козыря" в руки адвоката Назарова, который смело мог обжаловать приговор из-за неточностей, судья решила все уточнить и перепроверить.

Вызванные тогда на допрос эксперты пояснили: ошибки допустили не нарочно, в суматохе записывали данные на слух, а уже когда получили справки с данными – выводы экспертиз находились у следователя, и исправить описки уже не представлялось возможным.

Во время судебных заседаний на протяжении этих 14 месяцев генерал держался стойко и все время говорил, что ни в чем не виноват, мол, сделал все, что должен был сделать. Даже когда родные десантников ткнули ему в лицо букет  из 49 траурных гвоздик по количеству погибших ребят, на лице военного не дрогнул ни один мускул.

А на предпоследнем заседании Виктор Назаров, взяв последнее слово, сказал, что в трагедии виноват экипаж самолета.

- В суде был просмотрен видеоролик, где четко видно, что самолет заходит на посадку с включенными посадочными огнями, - сказал обвиняемый. – Этот факт был подтвержден свидетелем, который отметил, что "самолет светился, как новогодняя елка". Безусловно, этот нарушение требований мер безопасности. И следствие не установило причину захода самолета на посадку с включенными огнями.

По мнению Назарова, именно включенные посадочные огни дали возможность сторонникам ЛНР вести прицельный огонь.

 

На аллее Героев в Днепре - весь экипаж разбившегося ИЛ-76. Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ. 

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

14 июня 2014 года на территории Луганской области сторонники ЛНР сбили самолет-транспортник ИЛ-76, который вез в Луганский аэропорт груз, смену солдат и вооружение. Самолет загорелся и упал во время захода на посадку, на борту было 49 человек. Девять - члены экипажа из Запорожской области. Два десантника из Донецка, по одному из Херсона, Одессы, Харькова, Луганск, Кировограда, Львова. Остальные 32 человека из Днепропетровской области. Все погибли.

Военные эксперты, говорившие тогда о причинах трагедии, не исключали, что это могла быть и засада, и предательство своих и элементарная халатность.

По заключению военно-тактической криминалистической экспертизы обеспечить безопасность перелета ИЛ-76 в контролируемый боевиками Луганск был обязан начальник штаба АТО генерал-майор Виктор Назаров. Но на скамье подсудимых он оказался не сразу – сначала проходил по делу как свидетель. Только 25 ноября 2014 года Печерский райсуд арестовал Назарова по подозрению в причастности к катастрофе самолета Ил-76 и назначил залог 365 000 гривен.

По данным прокуратуры, генерал не принял во внимание информацию СБУ об угрозе сбивания самолета и разрешил проведение спецоперации по доставке роты военных в Луганский аэропорт. Генерал все обвинения отрицал и называл свой арест политическими репрессиями.

Уже 27 ноября Назаров внес залог, вышел из-под стражи и даже продолжил нести службу заместителем начальника Генштаба ВСУ. 

Еще целый год после этого родные погибших десантников писали петиции и письма в Генпрокуратуру и Президенту, устраивали митинги и протесты с  требованием передать дело в суд.

Обвинительный акт изначально был передан в Изюмский горрайонный суд Харьковской области, так как именно возле этого города в 2014 году находился штаб АТО. Однако по просьбе прокуратуры и потерпевших рассмотрение дела было перенесено в суд Днепропетровской области, поскольку родом оттуда оказалось большинство погибших военных.

Первое заседание по делу открылось 17 декабря 2015 года в Павлоградском районном суде, и на него приехали практически все родные погибших из разных городов Украины. Когда в зал зашел генерал Назаров в сопровождении своего адвоката, негодованию женщин не было предела. "Ты погубил наших детей!" - так встретили родные появление бывшего начальника штаба АТО.

Судебные тяжбы продлились больше года. Каждое из заседаний для матерей погибших ребят было настоящей мукой. Им приходилось смотреть в глаза человеку, который, по мнению женщин, погубил их детей. Все это время Назаров стоял на своем и своей вины не признавал. Дескать, доказательств против него нет, а в материалах следствия немало противоречий.