Пять новых афер, на которые попадаются украинцы

Мошенники атакуют не только банковские счета, устанавливают устройства для считывания карт, запускают поддельные сайты, но и вовсю пользуются доверчивостью граждан.

Фото: pixabay.com

О новых схемах отъема денег у населения "КП в Украине" рассказали в Национальной программе содействия безопасности электронных платежей и карточных расчетов SАFЕ CARD.

1. Поздравляем! Вы выиграли автомобиль.

Киберполиция Украины раскрыла деятельность преступной группы, участники которой занимались мошенничеством. Жертвам преступников приходили смс приблизительно следующего содержания: "Поздравляем! Вы выиграли автомобиль. Подробности по телефону". При этом марка автомобиля и номер телефона могли быть разными.

Смс (и голосовые сообщения) рассылались в огромных количествах (в 2016 году практически каждый второй украинец получал смс о "выигрыше автомобиля"). Однако реагировали на сообщение далеко не все. Те, кто, поверив в собственную удачу, перезванивали по указанному в смс номеру, обычно попадали в "колл-центр". Трубку могли снять мужчина или женщина, представляющиеся сотрудниками компании, банка или другой организации, проводящей розыгрыш автомобилей. В подтверждение своих слов мошенники давали адрес сайта, на котором можно было прочесть о "подробностях акции". Сайты создавались специально под реализацию мошеннических схем. На них были указаны те же телефоны "колл-центра", а также могли быть размещены юридические данные и названия реальных компаний, автосалонов и банков, которые, на самом деле, знать не знали об "акции".

В колл-центре "победителю" акции рассказывали о том, что он может получить свой приз после того, как заплатит налог в размере 1%. Как правило, речь шла о сумме, в среднем, около 5 тысяч гривен, но могла быть и большая сумма. Поскольку призом обычно была какая-то дорогая иномарка, то "победителю" могло показаться, что налог – это "копейки", по сравнению со стоимостью машины. При этом "счастливчика" торопили – "внесите сумму прямо сейчас и получите приз в любое время". Радостное известие, спешка и убедительные аргументы, которые могли приводить мошенники по телефону, срабатывали – жертва переводила деньги на указанный номер банковской карты. После чего мошенники не отвечали на звонки (обычно номер отключали через несколько дней после "работы").

Признаки мошенничества:

Что делать, чтобы не стать жертвой мошенничества:

Что делать, если вы поняли, что перевели деньги мошеннику:

Внимание: мошеннические устройства на банкоматах

Новая мошенническая вставка была обнаружена на банкомате в одном из спальных районов Киева. Устройство копировало данные с магнитной полосы карты, в то время как миниатюрная камера записывала процесс введения ПИН-кода.

Банкоматное мошенничество имеет множество проявлений. В Украине наиболее часто используется кеш-треппинг и скимминг.

Скимминг – установка в отверстие для карты оборудования с магнитной головкой, которое списывает данные с магнитной полосы карты, а также микрокамеры где-то на банкомате. Если одновременно преступники получат и ПИН-код к карте (снимут процесс введения ПИН-кода), то смогут воспользоваться добытыми данными для совершения денежных переводов из банкомата.

Как не стать жертвой скимминга:

Кеш-треппинг – установка мошеннической металлической пластины с двусторонним скотчем на отверстие для выдачи наличных. Во время снятия денежных средств, те приклеиваются к скотчу. В итоге, мошенническая вставка механическим путем препятствует выходу денег.

Что делать, если наличные не появились из банкомата (при этом на экране появилось сообщение о выдаче денег):

Банкоматные мошенники "работают" в местах, где банкоматом пользуются много людей:

3. Телефонные аферы

Ежемесячно службы безопасности банков вносят в черный список имена владельцев банковских счетов, через которые совершается отмывание денег, добытых мошенническим путем.

За две недели марта было выявлено 57 человек, на имя которых были открыты счета для получения денег в результате телефонного мошенничества. Службами безопасности банков установлены Ф.И.О. и персональные идентификационные коды людей, подозреваемых в соучастии  в мошенничестве. Все счета, открытые на их имя, заблокированы и больше не могут использоваться с преступной целью. Кроме того, эти пользователи больше не смогут открыть счет ни в одном банке.

На счета предполагаемых  мошенников поступали деньги, которые:

4. Фишинг имитирует сервис бюджетных путешествий

В марте специалисты Ассоциации ЕМА разоблачили шесть фишинговых сайтов. Все они имитировали сайты платежных сервисов.

Три обнаруженных фишинговых сайта оказались подделками популярного ресурса платежей EasyPay:

Еще один фишинговый сайт http:// 4cards .online/выманивал данные карты, выдавая себя за ресурс "Банки Украины" (http://ubanks.com.ua).

Был выкрыт сайт http:// bilet .space/, который предлагал "купить авиабилеты". Этот мошеннический веб-ресурс имитировал сервис планирования бюджетных путешествий Bravoavia. "Лучшее предложение", которое было на сайте:  авиабилет "Киев/Борисполь – Торонто" от 13042 грн.

Нашелся и очередной "двойник" (http:// partmune. info/)популярного ресурса онлайн-платежей "Портмоне" (https://www.portmone.com.ua). 

Все фишинговые сайты предлагали несуществующие услуги. Для совершения платежа (или заказа авиабилета) требовалось ввести  номер карты, а также секретные данные карты: срок действия и трехзначный код безопасности CVC2/CVV2 с обратной стороны карты.

Специалисты ЕМА рассказывают, как распознать фишинговый сайт, в видео для телеканала "Интер".

Научиться быстро определять мошеннический ресурс помогут рекомендации от ЕМА. Если вы обнаружили подозрительный сайт – сообщите о нем.

На сайте ЕМА также существует "Черный список" сайтов-мошенников. Чтобы убедиться, что выбранный вами ресурс не фишинговый, просто введите в строке сайта поиска название сервиса и проверьте, нет ли его в черном списке. Список пополняется ежедневно в режиме онлайн.

5. Под видом акции у пенсионеров отбирают карты

Сразу несколько случаев зафиксированы, когда платежными картами пожилых людей завладели посторонние лица. Все жертвы поверили, что стали участниками различных акций.

К одной женщине 76 лет незнакомцы (мужчина и женщина) подошли около столичной станции метро "Осокорки". Сказали, что представляют компанию, которая проводит розыгрыш пароварок. Пенсионерку убедили в том, что она получит 1000 гривен наличными, а остальные деньги – на карту. Следовало предъявить карту и сообщить ПИН-код. Затем женщине вернули карту и 1000 обещанных гривен, которые на ее глазах положили в конверт. Однако впоследствии оказалось, что карту подменили (на дисконтную карту одного из магазинов), а вместо купюр в конверте лежала бумага. С карты женщины сняли все деньги.

Еще одна пожилая украинка (79 лет) стала жертвой мошенников, которые встретили ее на улице около магазина. Мужчины рассказали, что раздают материальную помощь от имени местного депутата. Деньги были у них в руках, так что старушка поверила в "благотворительность депутата". Для получения суммы следовало "доказать", что у нее есть карта с остатком на счету (как аргументировали свою просьбу мошенники, восстановить не удалось). В итоге вместе с жертвой мошенники подошли к банкомату, где проверили карту и заодно "подсмотрели" ПИН-код. Затем один из мошенников взял карту у старушки и положил ее в конверт с деньгами. Дома женщина выяснила, что в конверте лежит бумага и дисконтная карточка, а не ее платежная карта. Картой обманутой женщины пытались рассчитаться в магазине мобильных аксессуаров, в ювелирном салоне.

Еще одна женщина стала жертвой преступников, когда отправилась в супермаркет за продуктами. Молодые мужчины представились сотрудниками супермаркета и сообщили, что в нем проходит акция – можно получить чек на 2000 гривен. Для участия в акции следовало зарегистрировать свою карту и заполнить анкету. Пока один из "сотрудников" помогал заполнять анкету, второй отправился якобы регистрировать карту. Мужчина вернул карту в конверте. Дома пенсионерка обнаружила там кусок картона, а затем с ее карты сняли деньги.

Все три случая похожи и лишь подтверждают тенденцию: мошенники снова сосредоточили внимание на самой уязвимой социальной группе – на пенсионерах. По данным ЕМА, люди старше 55 лет чаще лично сталкиваются с мошенничеством (женщины – чаще, чем мужчины).

Очевидно, что и физически завладеть чужой картой легче, если иметь дело с пожилым человеком, которого легче обмануть.

Еще один неприятный вывод: пенсионеры более доверчивы не только потому, что недооценивают значение карточных данных (и важность того, чтобы хранить их в секрете), но и потому что настолько нуждаются в деньгах, что готовы поверить в любую акцию или материальную помощь. Мошенники этим и пользуются. Один из известных специалистам ЕМА случаев касался пожилого человека, который собирал на карте деньги "на похорон". В итоге, мошенники украли все сбережения…

Стопроцентные признаки мошенничества:

Что делать, если платежная карта осталась в руках мошенника:

Будьте бдительны: не позволяйте незнакомым вам людям брать вашу карту в руки. Никогда не вводите ПИН-код к карте в присутствии других людей. Не сообщайте никому ПИН-код к вашей карте. Не сообщайте данные вашей карты (кроме ее номера) никому! Внесите номер вашего банка в память вашего телефона, чтобы вы в любой момент могли позвонить и заблокировать свою карту. Предупредите своих близких и родителей о том, чтобы они опасались мошенничества и никому не передавали свои платежные карты и не сообщали данные своих карт!