Все родители мечтают о ребенке, который бы удивлял окружающих умом и способностями. Но чем больше мы узнаем о вундеркиндах, тем чаще задаемся вопросом: а такая ли уж счастливая доля выпала необычным детям?
Часто удивительный взлет заканчивается трагически. Но даже юные гении, прожившие долгую жизнь, редко могут реализовать надежды, которые на них возлагали в детстве. Яркий пример - Мэрилин вос Савант, обладательница самого высокого коэффициента интеллекта в мире. Ее IQ - 228 пунктов, а ведь нормой считается 100. Но самая умная женщина планеты не совершила никаких открытий и ничем не обогатила сокровищницу человеческой мысли - работает финансовым директором в корпорации мужа Jarvik Heart (кстати, ее супруг Роберт Джарвик - создатель искусственного сердца) и ведет колонку вопросов и ответов в женском журнале...
|
Так что же такое детская гениальность? Об этом я побеседовал с профессором, доктором педагогических наук Еленой КАЗАКОВОЙ.
- Елена Ивановна, что делать родителям, которые почувствовали, что их ребенок - вундеркинд? Радоваться или хвататься за голову?
- А что нужно сделать родителям, у которых родился ребенок-инвалид? Принять это, осознать свою ответственность, постараться компенсировать то, что ребенку недодала природа, и помочь ему стать счастливым. Простите, но вундеркинд - в какой-то степени инвалид. Он также выпадает из мейнстрима, ему трудно вписаться в систему общего образования, его часто будут не принимать сверстники... Поэтому родителям надо прежде всего научиться растить своего необычного ребенка. Что-то ему будет даваться невероятно легко, а какие-то простые задачи поставят в тупик. Но вот что почти никогда не получается у родителей - это сделать так, чтобы способности вундеркинда и дальше развивались таким взрывным образом.
- Мамам и папам вундеркиндов не позавидуешь...
- Родители должны не мечтать о вундеркинде, а помогать своему собственному ребенку жить в полную силу и искать тот мир, в котором можно себя реализовать. В первую очередь ищите место, где ребенок будет получать качественное образование и испытывать от этого радость. Ведь если обучение вызывает лишь негативные эмоции, результата не будет.
- Талантливые дети - это самородки, которых Бог поцеловал в маковку, или результат родительских усилий?
- Это зависит от типа таланта. Есть логико-математатический интеллект, музыкальный, лингвистический - всего выделено девять типов. Но образуются они по-разному. Так, математикой надо заниматься с раннего детства. Золотое время для развития лингвистического интеллекта - возраст до 6 лет. Но какие-то таланты расцветают с помощью ответственного родительства. Например, социальный талант развивается позже и вспыхивает в подростковом возрасте.
- Что такое социальный талант?
- Вы таких людей наверняка видели. Вот пришел человек, и вокруг него тут же образовалась команда. Он начнет говорить - а его слушают, он позовет - и за ним идут люди. Это то, что называется харизмой. На социальный талант, похоже, больше влияет среда. Родители - это, конечно, великое дело, но важно, чтобы ребенок попал в среду, где можно учиться и проявлять себя, где талантом восхищаются не взрослые, а сверстники - для подростков это ключевая вещь.
- На ТВ появилось немало шоу о детских талантах. Понятно родительское желание сделать из своего чада звезду. Но благо ли это для самого ребенка?
- Меня очень расстраивает эта картина. Для детской психики не очень хорошо, когда малыши с такого юного возраста участвуют в соревнованиях. Это травматичная вещь. Кстати, более ли менее приличные шоу всегда пытаются делать вид, что они не конкурс, а фестиваль, и говорят: у нас нет проигравших. Во-вторых, меня смущает, что активно популяризируем только одну область: ребенок - эстрадная звезда. Но надо показать обществу, что ребенок-изобретатель, ребенок-ученый не менее достойны аплодисментов.
ВОПРОС - РЕБРОМ
Как понять, что ваш ребенок одаренный?
Долгое время степень таланта мерили на глазок. Потом появилась универсальная мерка - коэффициент IQ. Но, по словам Елены Казаковой, вскоре выяснилось, что обладатели высокого IQ показывают не самые лучшие результаты на практике, поскольку не всегда способны к взаимодействию с другими людьми. Тогда ввели второй критерий таланта - способность к коммуникации, командной работе. Затем началась цифровая революция, знания стали быстро устаревать, и появился третий критерий - креативность и способность к постоянному самообучению. Потом ученые стали настаивать на введении четвертого критерия одаренности - наличия эмоционального интеллекта. Это способность испытывать страсть, азарт, вдохновение, умение зажечь своей идеей других людей.
Но как пользоваться этой громоздкой системой? Пока ребенка будут исследовать, он уже состарится... Специалисты говорят: есть простые признаки одаренности ребенка. Это врожденное любопытство, познавательный интерес и умение добить задачу - то есть довести дело до конца. Проще говоря, математический талант - это когда ребенок в свободное от школы время сам для себя решает математические задачи. Если при этом у него глаза горят - перед вами будущий гений!