Почему НАБУ никак не может раскрыть ни одного громкого дела

Уголовное преследование Романа Насирова должно было стать звездным часом для Национального антикоррупционного бюро.

5 марта Роман Насировав непрерывно лежал в зале суда, закрыв глаза. На следующий день он поднялся на ноги. Фото УНИАН

Уголовное преследование Романа Насирова должно было стать звездным часом для Национального антикоррупционного бюро. Впервые за последние годы в Украине зачитывают подозрение хозяину одного из самых "рыбных" кресел в нашей стране – главному по налогам, сборам и таможенным платежам. Когда появились первые сообщения о задержании Насирова, народ затаил дыхание, разом позабыв о тарифах и ценах, угольной блокаде и львовском мусоре. Но вместо высокой драмы вышла неуклюжая комедия с то ли мнимым, то ли настоящим больным, шумными митингами, растерянным судом и адвокатскими ловкостями.

Не время и не место

Само задержание Насирова в ночь на пятницу поставило в тупик опытных оперативников.

- Это оправдано, если подозреваемый несется на всех парах к границе и его нужно срочно остановить. Но в данном случае человек находился в больнице. Если даже была информация о готовящемся побеге, достаточно было бы выставить вокруг "Феофании" тайное наблюдение и дождаться, когда подозреваемый выйдет сам, - размышляет ветеран МВД Олег Левинский, долгое время проработавший в розыске. – А так все увидели, что из НАБУ идет утечка. Персонал больницы явно был предупрежден о нежелательных посетителях. Отсюда и героическое сопротивление охранников спецназу – они тянули время, чтобы пациент мог подготовиться к визиту.

Выбранное детективами НАБУ время для задержания Насирова дало повод Юрию Луценко бросить камешек в давних конкурентов, а заодно поддернуть тех, кто его самого обвиняет в некомпетентности.

- Генпрокурор даже без юридического образования знает, что вручать подозрение после 22.00 лицу под общим наркозом – табу. Нужно выставить пост и сделать это с утра, - написал Луценко в Фейсбуке.

Впрочем, бывший руководитель Главного следственного управления СБУ Василий Вовк считает, что дело не во времени.

- Главное, с какими доказательствами приходят к человеку, чтобы вручить ему подозрение, - говорит эксперт. – К чиновнику такого уровня, как Насиров, вовсе необязательно было являться в больницу. Его можно было вызвать в ГПУ, показать уличающие документы и зачитать подозрение. В данном же случае все указывает либо на полное отсутствие профессионализма, либо на желание показать картинку, но спустить дело на тормозах.

Адвокаты отрабатывают гонорар

Крепкая команда адвокатов сразу окружила Насирова в "Феофании". Им даже не требовалось строить стратегию защиты - все козыри сами плыли в руки: беззащитный больной и бездушные детективы.

- Грубая тактическая ошибка НАБУ и САП. Подобная тактика защиты после дела Корбана должна была быть ожидаемой, - отмечает адвокат Вадим Володарский. - Я не могу делать выводы относительно того, обосновано ли подозрение Насирову. Но вот что касается зачитывания подозрения человеку, находящемуся без сознания, что касается доставки из больницы в суд, удержания в суде весь день по сути без медицинской помощи, "обследования в другой больнице" без личного согласия и без определения следственного судьи... Могу сказать только одно: основания для дела в Европейском суде "Насиров против Украины" выглядят просто шикарно!

На юридических форумах отмечают, что от адвокатов глупо ожидать "государственной сознательности" либо "патриотизма" в отборе клиента.

- Хороший адвокат не должен испытывать к клиенту симпатию либо антипатию. Он должен отрабатывать свой гонорар, а для этого любые методы хороши, - говорит адвокат Виктор Долгополов. – Профессиональные прокуроры должны об этом помнить и к этому готовиться, чтобы потом не получить обвинения в незаконности действий. Специализированной антикоррупционной прокуратуре, похоже, здорово не хватает опыта работы с резонансными делами.

У антикоррупционеров – утечка информации?

А опыта вроде и не на чем было набираться. Отбрасывая в сторону дела промышленного характера и взятки (их с таким же успехом ведет прокуратура и СБУ), НАБУ и САП широко прославились всего несколькими историями. Притчей во языцех стал судья Чаус, у которого детективы перекопали огород в поисках банок с долларами. Сейчас он в Молдове и вполне может получить там убежище.

- Как так случилось, что сыщики Национального антикоррупционного бюро Украины, которые круглосуточно следили за Чаусом, дали возможность взяточнику беспрепятственно выехать из Украины? – вопрошает экс-глава Консультационного совета при Генпрокуратуре Владимир Бойко.

По мнению эксперта, в НАБУ изначально была утечка информации. Чаус знал о слежке, что подтвердил в одном из интервью руководитель САП Назар Холодницкий. Стало быть, случай с Насировым – такой второй. Из первой ошибки не сделаны выводы.

Фиаско окончилось дело по черным спискам Партии регионов. К ответственности НАБУ пыталось привлечь главу ЦИК Михаила Охендовского, но 9 февраля этого года Апелляционный суд Киева пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих об обоснованности подозрения Охендовскому, нет. И теперь он грозит НАБУ встречей в Европейском суде.

Еще один холостой выстрел – это главный санитарный врач Святослав Протас, которого якобы уличили в хищении средств и 11 взятках. 6 марта глава САП  заявил, что дело закрыли за отсутствием состава преступления.

Худо-бедно до суда дотянули дело бывшего прокурора АТО Анатолия Кулика, но перспективы туманны. Так же, как и по "газовым делам" Онищенко. Есть десять подозреваемых, но все – на свободе, а организатор схем за границей размахивает компроматом на ведущих политиков страны.

Поэтому и по делу Насирова, которого "паровозом" прицепили к Онищенко, у экспертов тоже мало оптимизма.

Суды виноваты

В сухом остатке есть два приговора, которые вынесли по Киотскому протоколу благодаря НАБУ и САП, а также еще ряд открытых либо переданных в суд уголовных дел, которые не вызывают у публики интереса. Отчитываясь о результатах работы за прошлый год, директор НАБУ Артем Сытник похвалился, что благодаря его детективам арестованы  601,94 млн грн., 80,16 млн долларов, 7,4 млн евро, 3170 фунтов стерлингов, куча драгоценностей и недвижимости. Но тут же пожаловался:

- Причиной того, что эти деньги не возвращены на счета государства, является отсутствие судебных приговоров, - заявил глава НАБУ.

Что в Украине плохие суды, мы знаем. Но и на зеркало не следует пенять.

- Чтобы было положительное решение суда, нужна хорошая доказательная база. А у НАБУ для этого не хватает компетентности, - считает консультант Международного центра Перспективных исследований Кирилл Куликов.

Вот и получается, что созданная с великой помпой гора худо-бедно рожает мышей, но не может выносить теленка.

ВОПРОС РЕБРОМ

Сколько это нам стоит?

Только на запуск НАБУ в 2015-м потратили 58 миллионов гривен из бюджета плюс американские гранты.

В прошлом году бюджетные расходы НАБУ оценили в сумму порядка 500 миллионов гривен. Столько было потрачено за период с февраля по август (официальный отчет, опубликованный 10 августа в "Урядовом курьере"). Итог усердий – это 10 миллионов, возвращенных на счета зерновой корпорации, и 35 миллионов – на счета  "Запорожьеоблэнерго". Зато список официоза, зарубежных визитов и подписанных меморандумов о сотрудничестве огромен.

В 2017 году на финансирование НАБУ в бюджет заложено

773,5 миллиона гривен, Специализированная антикоррупционная прокуратура получила 105 миллионов.

Сейчас активно муссируется вопрос о создании под НАБУ и САП специального Антикоррупционного суда, который тоже влетит в копеечку.