Если бы не периодические выступления наших чиновников, украинцы бы уже давно пали духом. А так послушаешь отчет премьера о том, как выросли зарплаты, и на душе становится легче. Или, например, почитаешь, что вице-премьер планирует осовременить пенсии, сделав их справедливыми, и начинаешь снова верить в светлое будущее.
Впрочем, эксперты единодушны: радоваться раньше времени не стоит.
Справедливые пенсии
На прошлой неделе вице-премьер Павел Розенко поручил Минсоцполитики и Пенсионному фонду рассчитать "справедливые пенсии". На конец февраля доходы в Госбюджет от налогов увеличились на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, в местные бюджеты - на 70% (в первую очередь поступления от налогов физлиц). Вице-премьер убежден: если темпы роста поступлений сохранятся, пенсии можно будет осовременить в ближайшее время.
Немало пенсионеров, выживающих на минимальную пенсию (на сегодня - 1247 грн.), воспряли духом, полагая, что на горизонте забрезжила надежда выкарабкаться из нищеты. Однако эксперты советуют на слишком многое не рассчитывать – чтобы не разочаровываться.
Комментарий эксперта
- Скорее всего, рост пенсий будут рассчитывать пропорционально росту поступлений в Пенсионный фонд, но сейчас делать выводы о росте этих поступлений еще рано, - считает аналитик Андрей Вигиринский. - Январь не показателен ни в части ЕСВ, ни в части НДФЛ, и реальную картину можно будет увидеть не раньше чем по итогам первого квартала.
"Осовременивание" означает индексацию на уровень инфляции. То есть, говоря понятным языком, если инфляция составила 20%, то и пенсии должны вырасти на эти же 20%. Напомню, что за последние три года, в течение которых украинцы пережили трехкратную девальвацию и более чем двукратную инфляцию, никаких индексаций не проводилось. Однако рассчитывать на то, что пенсионерам компенсируют все эти потери, не стоит. В лучшем случае пенсии вырастут не более чем на 20%.
Растущие зарплаты
Владимир Гройсман гордится - экономический рост в Украине позволил Кабмину повысить соцстандарты. А красной строкой в выступлениях премьера последние несколько месяцев идет повышение минимальной зарплаты с 1 января 2017 года до 3200 грн.
О том, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет, эксперты предупреждали с самого начала. Наступил март, и можно подвести первые итоги. У большинства доходы выросли только на бумаге: им перевели в "белую часть" то, что раньше они получали в конвертах. Остальные вместо обещанного роста доходов получили массовые сокращения и переводы на неполную рабочую неделю.
Почему же не сработал "правительственный позитив"?
Комментарий эксперта
- Обещанный рост минимальной зарплаты до 3200 грн. никого не должен вводить в заблуждение, - говорит экономист Александр Дудчак. - Роста реальных доходов населения не предвидится, поскольку для этого нет реальных оснований, нет предпосылок для роста производства и экспорта. Повышая минималку, украинское правительство руководствовалось не заботой о населении, а исключительно перспективой повысить сборы налогов.
Гибкое курсообразование
Все прелести "гибкого курсообразования" украинцы прочувствовали на себе благодаря НБУ. И хотя вследствие этих мер нам обещали "оздоровление экономики", на самом деле, кроме обесценивания доходов и роста цен и тарифов, мы ничего не увидели.
В теории гибкий курс – это режим, при котором валютные курсы на рынке могут меняться в зависимости от спроса и предложения. Подчеркиваем: не в одну, а в обе стороны! А что же происходит на украинском валютном рынке на практике?
Комментарий эксперта
- Сегодня в Украине, условно говоря, рыночный курс, а МВФ называет такой режим системой переходного курса, - пояснил "КП" в Украине" советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ. - Однобокость такого режима проявляется в том, что в момент укрепления гривны, когда предложение валюты значительно превышает спрос (как, например, это было летом 2016-го), НБУ с помощью валютных аукционов по выкупу валюты сдерживает укрепление гривны, не давая курсу национальной валюты выйти на более сильные рыночные позиции. В то же время в период девальвации НБУ хотя и проводит аукционы по продаже валюты, делает это очень вяло и сдержать девальвацию не может. То есть данная модель вобрала в себя худшие черты метода фиксированного курса и метода рыночного курсообразования.
Энергетическая независимость
О том, что Украина больше года не покупает российский газ, хвастался еще Арсений Яценюк. "Эстафетную палочку" удачно перехватил нынешний премьер, но цифры упрямо свидетельствуют: ни о какой "энергетической независимости" речь не идет. По крайней мере пока.
По данным Госстата, за 11 месяцев 2016 года Украина купила в РФ товаров на $4,6 млрд. В списке покупок первое место по-прежнему занимает топливо, которого за неполный год мы купили на $1,7 млрд! Вот такой отказ от "торговли с агрессором".
Комментарий эксперта
- Отказ от российского газа - это утопия, в которую могут поверить только люди, весьма далекие от рынка энергоресурсов, - говорит директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. - Начнем с того, что весь так называемый реверсный газ, который мы покупаем в Европе, на самом деле российский, только купленный нами с накрутками европейских посредников. Основным потребителем импортного (то есть российского) газа в Украине всегда была промышленность. Поэтому, когда правительство рапортует о том, что потребление газа в Украине снижается, это означает только одно: закрываются предприятия. И если украинскую промышленность вообще обнулить, то можно снизить потребление газа еще больше. Но даже в этом случае газа украинской добычи стране не хватит. За год только на услуги ЖКХ уходит около 4 млрд кубов импортного голубого топлива. Плюс нужно закачивать газ в хранилища, чтобы обеспечивать транзит.
Требования МВФ
Все непопулярные решения - от пенсионной реформы до повышения тарифов - правительство объясняет "требованиями МВФ", хотя эксперты не раз говорили: на самом деле никаких требований нет. Украина сама берет на себя обязательства, а в МВФ лишь соглашаются с ними.
Комментарий эксперта
- Украинское правительство - далеко не первое, кто так себя ведет, и в МВФ к этому привыкли, - говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. - Там прекрасно понимают, что никто не хочет брать на себя ответственность за непопулярные решения и проще все свалить на кредиторов. Например, ситуация с тарифами. В меморандуме действительно было написано, что тарифы должны быть на минимально допустимом рыночном уровне. Но это не требования для Украины - МВФ этого требует от всех. Логика проста: государство не может торговать себе в убыток, тем более когда не может себе этого позволить. Но последние заявления об увеличения тарифов являются следствием пробуксовки реформ, а не реформой. Любое экономическое решение будет иметь последствия в смежных сферах. Прежде всего это рост цен и снижение уровня жизни населения, дополнительные расходы из госбюджета на субсидии, увеличение себестоимости украинской продукции и снижение ее конкурентоспособности. Поэтому те, кто повышают тарифы без обеспечения роста экономики, просто перекручивают логику МВФ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ