Как измерить уровень духовности человека?

На это вопрос размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

Великий Пост - это время, которое специально отведено Церковью для того, чтобы мы смогли достичь максимального результата в своей духовной жизни. Но, конечно же, возникает естественный вопрос - а при помощи каких именно критериев мы можем считать, что этот результат достигнут? Другими словами - существует ли такой прибор, который измеряет уровень духовной жизни человека?

Ответ на этот вопрос одновременно и сложен, и прост. Прост потому, что такого прибора на самом деле не существует. Так же, прост потому, что оценить (хотя бы приблизительно) уровень духовности того, или иного человека можно. Но, сложность заключается в том, что мы не оцениваем этот уровень самостоятельно, а также в том, что оценка его полностью противоречит обычному пониманию прогресса или регресса уровня духовности.

Дело в том, что духовность - это не штанга, и поднять или опустить ее нельзя. Духовность не измеряется количеством прочитанных стихов, прослушанных классических музыкальных произведений, или количеством посещенных выставок и музеев. На самом деле все эти вещи имеют к духовности самое отдаленное отношение. Если и можно говорить об измерении духовных усилий человека, то критерий в этом случае может быть только один - покаяние. Да-да, чем более грешным ощущает себя человек, тем более, в каком-то смысле, он духовен. Почему в каком-то смысле? Да просто потому, что нужно ещё жаждать исправления и пытаться всеми силами стать лучше. Кроме того, глубину покаяния может оценить только Сам Бог. А вот засвидетельствовать о ней может и должен другой человек - священник.

Таким образом, получается парадоксальная вещь: чем больше ты ощущаешь свои грехи - тем ближе ты к Богу; и чем больше уверен в том, что "не-убил-не-украл" и никаких особых грехов у тебя нет - тем дальше ты от Него!

Церковь говорит, что только через покаяние (говоря проще, через конструктивную самокритику) человек может исправиться и стать лучше. И лучше, что самое главное, не с точки зрения банального уменьшения грехов (хотя, это тоже нужно и необходимо), а лучше с точки зрения более осознанного и честного взгляда на себя. То есть, исцелиться и выздороветь может тот человек, кому правильно поставили диагноз. Так вот, покаяние - это как раз попытка постановки такого диагноза и поиск путей исцеления. А Великий Пост, в таком случае, это необходимое условие для реализации этих задач.

Получается, что если мы будем поститься в пищевом отношении, но не будем каяться в грехах, то и измениться мы с вами не сможем. А значит, не сможем стать лучше. Даже, если не будем есть вообще. Ведь лучше человек становится только тогда, когда понимает, что он грешник, спасти которого от греха, тления и смерти может только Господь.