Свобода слова остается, но критиковать власть нельзя?

В Украине вступила в силу Доктрина информационной безопасности. Что это за документ и почему он вызвал критику?

Эксперты считают, что под действие доктрины граждане могут попасть даже за критику власти. Фото: Оскар Янсонс

Впервые о необходимости создания доктрины заговорили в конце 2014 года.  К написанию документа политики и медиаэксперты приступили в 2015 году. Писали около двух лет. 29 декабря 2016 года на заседании СНБО доктрину утвердили. Прошло еще два месяца. Документ попал на стол к президенту. Петр Порошенко 25 февраля подписал Указ о введении Доктрины информационной безопасности в действие. И тут же журналисты и эксперты забили в набат: представители СМИ опасаются, что Украина оказалась в шаге от введения цензуры.

Еще один антироссийский фронт

В самом документе говорится, что необходимость принятия доктрины обусловлена "возникновением актуальных угроз национальной безопасности в информационной сфере". В первую очередь со стороны России. 

- Целью доктрины является уточнение принципов формирования и реализации государственной информационной политики, прежде всего по противодействию разрушительному информационному воздействию Российской Федерации в условиях развязанной ею гибридной войны, - сообщили в пресс-службе президента. 

Цели благородные и понятные. Но методы реализации доктрины вызывают много вопросов. Уж слишком размыты многие понятия, да и органы власти могут по-разному трактовать свои дополнительные полномочия. К примеру, народный депутат Александр Бригинец, комментируя утверждение президентом доктрины, в шутку сказал, что министр информационной политики Юрий Стець отныне стал "фактически силовым министром". 

Если гривна упала - это "панические настроения"?

Изучив с экспертами доктрину, "КП" в Украине" пришла к выводу, что в шутке Бригинца была лишь доля шутки. Многие статьи документа вызывают разночтения. Судите сами.

В документе сказано, что "актуальной угрозой национальным интересам и национальной безопасности Украины в информационной сфере является осуществление специальных информационных операций (понятия, что такое эта специнформоперация, в украинском законодательстве нет. - Авт.), направленных на… подпитку панических настроений, обострения социально-экономической ситуации…".

- Теоретически этой статьей вводится запрет на любую критику деятельности власти. О социально-экономической ситуации в стране - либо хорошо писать (говорить), либо никак, - говорит директор Института украинской политики Константин Бондаренко. По его словам, не исключено, что угрозой нацбезопасности станут критические материалы о девальвации гривны, низких зарплатах, растущих коммунальных тарифах и т.д. И к ответственности могут привлечь не только авторов таких материалов, но, возможно, и комментаторов СМИ.

Среди "приоритетов госполитики в информационном пространстве… определение и привлечение к ответственности субъектов информационного пространства, которые созданы или используются государством-агрессором для ведения информационной войны против Украины, и предотвращение их подрывной деятельности". Если с российскими СМИ ситуация ясна (они в шаге от запрета деятельности в Украине), то кто и по каким параметрам должен определять, какие СМИ (отдельные материалы) подыгрывают агрессору, а какие - нет?! 

- Доктрина - идеологический документ. Под нее еще будут приниматься разные законы и подзаконные акты, в которых и должно быть указано, кто и по каким критериям определяет "вражеский настрой" или "подрывную деятельность" СМИ. Еще один момент. Такие решения должны приниматься только по решению суда. Если, предположим, такое решение примет Министерство информационной политики, то его легко можно будет оспорить в суде. А если дело дойдет до ЕСПЧ, то Украине придется возмещать материальный и моральный ущерб основателю и сотрудникам "запрещенных" СМИ, - отмечает директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. 

Значительно расширяются полномочия самого Министерства информационной политики. "На МИП должны быть возложены в установленном порядке организация и обеспечение мониторинга СМИ и общедоступных ресурсов отечественного сегмента сети Интернет с целью выявления информации, распространение которой запрещено в Украине". То есть под контроль МИП попадет не только деятельность СМИ, но и активность украинцев в соцсетях. По указанию МИП, мониторить посты и блоги могут поручить даже главам сельсоветов. 

- МИП дают дополнительные полномочия, чтобы оправдать их финансирование из госбюджета. Ведь с текущими функциями в ведомстве Стеця не справляются. Теперь им предложат цензурировать СМИ, писать для журналистов и власти "темники", и эта деятельность будет финансироваться за наш с вами счет, - говорит политтехнолог Алексей Якубин. 

ВОПРОС РЕБРОМ

В Украине вводится цензура?

О том, что Доктриной информационной безопасности вводится цензура в Украине, говорить еще преждевременно. В этом уверен правозащитник Евгений Захаров.

- Здесь важно, каким будет закон, который практически оформит эту доктрину. Понятно, что в условиях войны тема защиты от враждебной пропаганды является актуальной, но тут есть свои подводные камни. Например, если начнут вводить контроль над интернетом, то он со временем будет только усиливаться. А это может привести к тому, что люди просто вообще будут бояться высказывать свое мнение. То есть это заведомо опасное направление. Отслеживание и контроль работы российских СМИ на территории Украины вполне допустимы, а вот в отношении отечественных - нет, - говорит Захаров. - А второй вопрос, связанный с этой доктриной, - это ее финансирование. Ведь бюджеты российской пропагандистской машины и наши - несопоставимы. То, что тратится на Russia Today, сопоставимо с бюджетами крупных западных медиа-холдингов. 

Схожее мнение озвучил в комментарии "КП" в Украине" народный депутат, журналист Сергей Лещенко.

- Главное, чтобы с основной задачей не выплеснуть и ребенка - чтобы с информационной безопасностью не ввести цензуру. Ведь чиновникам и политикам так трудно воздержаться от соблазна контролировать средства массовой информации. Поэтому все эти нюансы должны быть четко прописаны в законе, который будет принят на основании этой доктрины,-  подчеркнул Лещенко.

На сегодняшний день в Верховной Раде не зарегистрировано ни одного законопроекта, который бы "расшифровывал" Доктрину информационной безопасности. По прогнозам депутатов, возможно, удастся наработать пакет необходимых документов в ближайшие год-полтора. 

ЗАПРЕТЫ

Один из последних запретов касался ограничений на ввоз литературы из России.
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

Какие еще ввели ограничения в стране 

Фемида против Компартии

Первой под систему ограничений, которые стали вводить в Украине после Майдана и с началом АТО, попала Коммунистическая партия Украины. 8 июля 2014 года Министерство юстиции и Укргосреестр обратились в Окружной административный суд Киева с иском о запрете КПУ на территории Украины. 30 сентября 2015-го деятельность Компартии была приостановлена, а 16 декабря иск удовлетворили в полном объеме. В январе 2016 года Высший административный суд подтвердил решение столичного суда.

Но КПУ все еще не намерена сдаваться: лидер партии Петр Симоненко уповает на Апелляционный административный суд, а если и он даст отрицательный ответ - на Европейский суд по правам человека.

Табу на СССР

В мае 2015 года вступил в силу пакет законов, провозгласивший в Украине тотальную декоммунизацию. Помимо переименования городов и сел, ранее носящих имена партийных деятелей, сносов памятников Ленину и другим вождям Октябрьской революции, под запретом оказалась советская символика - флаги СССР и УССР, изображение перекрещенных серпа и молота, символы КПУ и комсомола, советские ордена, гимн и лозунги страны Советов.

Использование советской символики разрешено только в музейных экспозициях, на кладбищах, во время исторических реконструкций.

Черные списки

Формирование списков артистов кино и эстрады, которым запрещается въезд в Украину, стартовало весной 2014 года, когда российские звезды начали ездить с гастролями в аннексированный Крым. Формальный повод - нарушение правил пересечения границ Украины.

По состоянию на ноябрь 2014 года в черных списках находилось около 140 представителей российского шоу-бизнеса. Эти сведения содержатся в ответе главы СБУ Василия Грицака на запрос народного депутата Ольги Черваковой.

Ряд ограничений принимаются на уровне местной власти. К примеру, в апреле 2016 года депутаты Львовского горсовета приняли постановление, которым запретили выступать в городе артистам, которые поддерживают агрессию РФ. Месяцем раньше власти Тернополя запретили песни 14 российских исполнителей в кафе, ресторанах, общественном транспорте.

"Кина не будет"

В Украине запрещены к показу более 430 российских фильмов. Такую цифру в марте 2016 года озвучил в интервью "Урядовому курьеру" председатель Госагентства по вопросам кино Филипп Ильенко. Также ограничено вещание 58 российских телеканалов.

Запреты для каналов мотивируются антиукраинским контентом либо не адаптированной к нашим условиям рекламой. Художественный фильм может попасть под опалу, если в нем участвует хоть один актер, допустивший антиукраинские действия или высказывания.

Также запрещены фильмы и сериалы, пропагандирующие войну, насилие, направленные на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, унижение украинской нации.

Квоты на музыку

В мае прошлого года Верховная Рада внесла изменения в закон "О телевидении и радиовещании", который  обязал радиостанции транслировать не меньше 35% песен на украинском языке в течение суток и такой же процент в каждом промежутке времени с 7.00 до 14.00 и с 15.00 до 22.00. Небольшое исключение действует для радиостанций, где доля песен на официальных языках Евросоюза составляет не менее 60% от общего объема. Тут обязательная квота украинских песен снижена до 25%. Принятый закон также содержит норму, согласно которой радиостанции должны обеспечить на украинском языке не менее 60% суточного объема передач.

10 экземпляров в одни руки

Под предлогом борьбы с антиукраинской пропагандой с конца прошлого года действуют ограничения на издательскую продукцию из России. Для ввоза российских книг требуется специальное разрешение, которое выдаст специальный орган при Мининформе после того, как экспертная комиссия проанализирует содержание произведения.

Исключение работает только для людей, которые возят книги в ручной клади. Через границу разрешается провезти не более 10 экземпляров.