Откуда таблетки: "КП" в Украине" побывала на экскурсии по производству "Дарницы"

Фармацевтическая компания "Дарница" открыла двери для экскурсий.

Из полумрака коридора на нас неподвижно смотрит красный глаз робота. Мы стоим на внутреннем балконе помещения высотой в девятиэтажный дом и длиной 80 метров. Вдоль и поперек его пересекают разноцветные железные балки и рельсы. Внезапно красный глаз начинает приближаться. Робот быстро и почти бесшумно проезжает несколько десятков метров, захватывает своей лапой паллету с коробками и быстро удаляется с грузом в темноту.

Чувствуешь себя героем не то компьютерной игры, не то фантастического фильма. И только наклейка "Цитрамон-Дарница" на коробках возвращает в реальность.

Добро пожаловать в "Дарницу".

 

Пять оттенков чистоты

С продукцией "Дарницы" вы обязательно сталкивались, даже если болели редко. Когда вы жаловались коллеге на головную боль, она доставала вам из сумочки зеленую упаковку "Цитрамона". Мама принимает для нормализации давления таблетки "Тиара Трио", а бабушка, насмотревшись новости, капает в стаканчик "Корвалол-Дарница". Даже простейший укол в больнице вряд ли обходился без дарницкой продукции – компания лидирует в производстве инфузионных растворов и растворов для инъекций.

История "Дарницы" началась с создания в 1930 году Киевского филиала Украинского института экспериментальной эндокринологии, первой продукцией которого был жидкий гематоген. Сегодня его нет в продуктовой линейке "Дарницы", зато есть почти 280 других препаратов в 15 лекарственных формах. Значительная часть из них направлена на лечение кардиологических и неврологических заболеваний, а также решение проблемы боли. Компания точно знает, что нужно людям, чтобы чувствовать себя лучше. И благодаря этому на протяжении 20 лет "Дарница" лидирует по количеству проданных лекарств: каждая седьмая упаковка в украинской аптеке производится здесь, за стенами красивого серебристо-зеленого здания на окраине Киева.

С первого взгляда "Дарница" напоминает аэропорт: территория размером с 11 футбольных полей, длинные корпуса, коротко стриженые газоны – и ни одного дерева. Таково требование стандарта для фармпроизводств - Надлежащей производственной практики, объясняет наш экскурсовод Мария Кайтан. Жёлтые осенние листья – хорошая натура для художника, но недопустимая роскошь там, где производят лекарства.

Надлежащая производственная практика (Good manufacturing practice – GMP) – общепринятый мировой стандарт. По нему работают европейские и американские фармацевты, а с 2003 года – и "Дарница". Сертификат GMP выдают один раз, но каждые три года необходимо подтверждать его соответствие. Для этого на предприятие приезжают инспектора, которые заглядывают буквально в каждую щель и проверяют каждый документ. Во время нашей экскурсии мы встретили такую инспекцию из Йемена, куда "Дарница" экспортирует свою продукцию.

Первое, что бросается в глаза, это идеальная чистота как на территории, так и в помещениях. Фармацевты даже делят производственные помещения на четыре класса чистоты: A, B, C и D, а газоны и дорожки перед нашими глазами – это неклассифицированная территория, здесь "просто чисто".

 

Здесь наливают

В цехах нас тоже не будут пускать в помещения с классами чистоты – мы увидим их через стекло. Но даже несмотря на это, нас просят надеть бахилы, одноразовый халат и шапочку. А еще – продезинфицировать руки.

Фармацевтика – это фактически химия, а химическое производство обычно ассоциируется с вредными выбросами и неприятными резкими запахами. Здесь ничего этого нет и близко: манипуляции с компонентами лекарств происходят на закрытых производственных линиях, а сами помещения оснащены мощными вытяжками и системой подготовки воздуха.

Первым делом нам показывают участок инфузионных растворов. Это лекарства, которые вводят пациентам в кровь при помощи шприца или капельницы – как самостоятельные препараты, либо разбавляя ими другие действующие вещества. Самые известные инфузии – глюкоза и натрия хлорид, в просторечии "физраствор".

В 2015 году "Дарница" первой из украинских фармацевтов начала производство инфузионных растворов в полипропиленовых флаконах с евроколпачком. Полипропилен обеспечивает прочность, герметичность и надлежащие условия для стерилизации, так как выдерживает температуру свыше 100 градусов, чего нельзя сказать о флаконах их других материалов.

Наш экскурсовод рассказывает о технологии Blow-Fill-Seal (выдуть, наполнить, запаять) и показывает нам гранулы полипропилена, из которых прямо на предприятии изготавливаются флаконы. Весь цикл разлива, начиная от плавки гранул для изготовления флакона и заканчивая герметизацией уже наполненной емкости, занимает всего 14,5 секунд и происходить в большом автомате, изготовленном немцами. Интересно происходит контроль растворов на посторонние примеси: для этого каждый флакон фотографируют на черном и белом фоне, а машина изучает чистоту полученных снимков. Люди при этом лишь наблюдают за работой автоматики.

Когда-то давно в "Дарнице" был стеклодувный цех. Но сегодня ампулы для инъекционных растворов поступают с Полтавского завода медицинского стекла. А вот воду добывают здесь же, из артезианских скважин юрского периода глубиной 300 метров. Ее очищают и подготавливают на специальном финском оборудовании в отделении водоподготовки и получают воду для инъекций – ее и продают как отдельный товар, и разбавляют ею другие препараты. Кроме того, такой водой промывают ампулы перед наполнением.

Линию наполнения и запайки ампул мы видим через окно. Это помещение класса чистоты В с отдельной зоной А. Для наполнения ампул используются специальные иглы, такие же иглы служат для насыщения некоторых препаратов азотом или углекислотой. Готовые ампулы проверяют разрядом коронарного тока. Если обнаружена течь – ампулу бракуют.

 

В поисках талантов

Их инфузионного участка и ампульного цеха готовая продукция попадает на склад. Здесь педантичные немецкие роботы плотно укладывают паллеты с коробами лекарств, чтобы оптимально использовать каждый сантиметр. Если такая паллета деформируется даже на 2 см, то робот уже не сможет поместить ее в нужную нишу и вся система остановится. Поэтому "Дарница" заказывает на мебельной фабрике специально сделанные из качественного дерева паллеты, которые не деформируются в течении длительного времени.

К погрузке на фуру готовят партию лекарств с англоязычными этикетками и крупной надписью IRAQ. "Дарница" экспортирует продукцию во все стороны света: на юг – в Ирак и Йемен, на север – в Беларусь и Литву, на запад – в Польшу и Молдову, на восток – в Казахстан и Монголию. Всего на экспортной карте – 16 стран.

Мария Кайтан провожает нас до проходной. Она работает на "Дарнице" два года – по местным меркам это очень мало. Средний стаж сотрудников – восемь лет, а недавно руководство компании торжественно награждало людей, проработавших на предприятии 37, 40 и даже 45 лет. Здесь берегут традиции и накопленные знания.

Тем не менее, владельцы "Дарницы", семья Загорий, постоянно ищут новых талантливых сотрудников. Благотворительный фонд Zagoriy Foundation даже придумал целую программу по поддержке выдающихся учителей химии, а также увлеченных химией школьников. В программу войдут также экскурсии на предприятие, но только для школьников от 12 лет. В "Дарнице" убеждены, что один раз увидев фармацевтическое производство, можно увлечься им на всю жизнь.