Лилия Подкопаева и ее фонд «Здоровье поколений» уже не первый год помогают украинским сиротам. Специально ко Дню защиты детей они сняли документальный фильм в поддержку национального усыновления. Кроме того, 1 июня традиционно пройдет Благотворительный гала-концерт «Звезды детям». В канун этого мероприятия «КП» побеседовала с олимпийской чемпионкой.
«Когда Вадимка заулыбался, мы были счастливы!»
- Лилия, когда вы впервые серьезно заинтересовались этой проблемой?
- Все началось в мае 2004 года. Тогда в нашей семье произошла трагедия. Прямо в центре Киева меня жестоко избили кавказцы. Это был очень тяжелый период. Я перенесла три операции в США, Франции и Украине. Врачи ставили неутешительные диагнозы и готовили к тому, что своих детей у нас с мужем не будет.
Тогда мы с единомышленниками решили создать фонд «Здоровье поколений» и начали активно заниматься благотворительностью.
- А как вы сами решили усыновить малыша?
- Мы приехали в один из детских домов Донецка. Там я и увидела нашего Вадимку. Когда вошла в комнату грудных детишек, почувствовала на себе взгляд больших голубых глаз. Но подошла к нему не сразу. Вначале поиграла с другими детьми. Однако он по-прежнему не отводил от меня взгляд. Тогда я начала делать с ним гимнастику для младенцев. А когда попыталась вынуть пальцы из его маленьких ручонок, поняла, что они меня больше никогда не отпустят… Трудно описать чувства, которые мы с Тимофеем пережили тогда. Потом нам рассказали о его судьбе, о тех болезнях, которые он успел перенести за пять месяцев своей жизни. Мы долго не могли говорить…
- Решение было принято сразу?
- Когда мы вернулись в Киев, поделились впечатлениями с мамой. Тимофей рассказал о своем дедушке, который на войне при освобождении Болгарии удочерил девочку. Кроме того, друг их семьи Сергей Левченко после войны построил детдом и воспитал 450 детей-сирот. Он дал им возможность выучиться, найти себя в жизни, быть полезными обществу. Мама сразу поняла намеки и прямым текстом сказала, что готова стать бабушкой нашего малыша.
- Насколько сложным был процесс оформления документов на ребенка?
- Не буду описывать трудности, через которые пришлось пройти: суд, справки, разрешения, согласования, оплаты, проверки... Мы не замечали преград. Более того, они казались приятными хлопотами. Когда все закончилось, мы увезли малыша в Киев. Подальше от мест, где его бросили на произвол судьбы. Для лечения Вадимки мы привлекли лучших специалистов - педиатров, сделали ему красивую детскую комнату. Ежедневная забота и внимание дали результат - он начал улыбаться и радоваться общению с мамой и папой. Мы были счастливы!
Желающих усыновить у нас больше, чем одиноких детей
- И вскоре вы узнали еще одну радостную новость…
- Да. И не могла в это поверить, боялась поделиться своими подозрениями даже с мамой. Тесты показали, что я беременна! За этим последовал долгий перелет в Америку и осмотр у врача, который делал операцию. Нужно ли говорить, что пережитые эмоции были самыми желанными в нашей жизни! Я считаю, что это чудо, Божий промысел и награда за наш поступок.
Первое время мы никому ничего не говорили. На шестом месяце беременности я стала на учет в киевском роддоме, а 10 ноября родила Каролинку.
- Можете дать совет людям, которые хотят взять малыша из приюта, но сомневаются?
- Ребенок должен воспитываться в семье. Сиротам можно подарить игрушки, памперсы, одежду, но не любовь родителей. Национальное усыновление нужно продвигать на государственном уровне, создавать группы поддержки и взаимопомощи для приемных пап и мам. Практически каждый из нас может внести свой вклад.
К сожалению, нашим чиновникам и депутатам детишки из интернатов не нужны. Ведь они не голосуют и не представляют финансовые корпорации, чьи интересы выгодно лоббировать. Нет должной пропаганды семейных ценностей, духовности и милосердия. Однако первые шаги в этом направлении уже сделаны. Президент объявил 2008-й «годом поддержки национального усыновления». Мы уверены, что общими усилиями можно решить эту проблему. Желающих усыновить в нашей стране больше, чем одиноких детей.