Дорогая блокада: чем грозит экономике и курсу гривны

Добробаты не собираются освобождать железнодорожные пути, а в Нацбанке уже подсчитывают убытки.

Бойцы обещают блокировать и другие ж/д ветки, которые ведут в Россию. Фото: facebook.com/shtab.blokady

Завтра исполняется четыре недели с того момента, как представители добровольческих батальонов начали перекрывать ж/д сообщение между Украиной и ОРДЛО. И судя по всему, даже несмотря на возможность веерных отключений электроэнергии из-за нехватки угля на ТЭС, снимать блокаду люди с оружием пока не планируют. Более того, в будущем они обещают перекрывать ветки, которые соединяют Украину и РФ.

- Мы планируем расширение по железнодорожным трассам, по которым к нам завозят продукцию из России, - заявил народный депутат Семен Семенченко. - По автомобильным трассам это сделать будет тяжелее. Там надо больше людей, и существует большая вероятность провокаций.

По его словам, сейчас блокада не охватывает лишь одно железнодорожное направление, связывающее подконтрольную Украине территорию и ОРДЛО - проходящее через пгт Станица Луганская.

В свою очередь, Владимир Гройсман предложил политическим силам, которые связаны с блокадой ОРДЛО, сесть за стол переговоров. "Призываю всех, кто действительно заинтересован в решении этого комплекса проблем, к профессиональному обсуждению и совместной работе. Правительство готово стать площадкой для такой работы", - написал премьер в своем Facebook.

А в Нацбанке пока что подсчитывают убытки, которые может нанести блокада. Ведь, кроме предприятий ТЭК, от нехватки угля страдают и металлурги. Петр Порошенко даже предположил, что Украина может недосчитаться 2 млрд долларов валютной выручки.

- Оценка вероятных потерь Украиной валютной выручки от экспорта металлургической продукции в объеме 2 млрд долларов из-за блокады оккупированной части Донбасса - это, наверное, наиболее пессимистическая оценка, - говорит заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб. - Она тоже имеет право на жизнь, ведь не надо забывать, что металлургия - это одна из основных составляющих нашего экспорта. В прошлом году это было около 40% экспорта. Соответственно изменения на этом рынке существенно влияют на экономику. 

Пока что, по словам представителя НБУ, эта ситуация еще не повлияла на валютный рынок, но все может измениться, если блокада продлится слишком долго.

- Что касается обменного курса, валютного рынка, то можно сказать, что ситуация стабилизировалась в последнее время, - говорит Дмитрий Сологуб. -  Даже квартал, когда у нас обычно сезонное падение экспорта, мы проходим неплохо. Но резкие изменения объемов валютной выручки могут ощущаться. Я думаю, можно вспомнить разгар боевых действий в августе-сентябре 2014-го и в феврале 2015 года, когда любые такие серьезные изменения, когда страдали производственные активы в металлургии, серьезно влияли на валютный рынок.

Пока что в правительстве и НБУ говорят, что удастся удерживать гривну около отметки 27 гривен. Однако эксперты считают, что даже в случае разблокировки поставок из Донбасса гривна может немного просесть к концу года.

- Правительственный прогноз развития экономики на текущий год основывается на среднегодовом курсе 27,2 грн. за доллар, - говорит старший аналитик "Альпари" Вадим Иосуб. - Однако этот прогноз выглядит, на наш взгляд, излишне оптимистичным, а более реальной выглядит цифра 28 грн. 

КСТАТИ

Заменить поезда автомобилями не получится 

Участники блокады ж/д сообщения с зоной АТО рассказали о своих планах заблокировать все железнодорожное сообщение между Украиной и Россией.  Эксперты не решаются прогнозировать, хватит ли у добробатов сил, чтобы заблокировать все ж/д погранпереходы, но говорят о том, что в случае осуществления угроз такая блокада может серьезно ударить по экономике страны.

- Очень сложно оценивать количество людей у господина Семенченко и их реальные возможности, - говорит транспортный эксперт Александр Кава. - В теории заблокировать пункты железнодорожных погранпереходов можно, но нужно понимать, что такие действия попадают под статью Уголовного кодекса. 

При этом, по словам эксперта, будет сложно не пропускать товарные поезда, а пропускать только пассажирские. 

- Чтобы пропускать только пассажирские поезда, а не пропускать грузовые, условия блокировщиков должны будут принять диспетчеры и сама "Укрзалізниця", - говорит Александр Кава. - То есть либо официальные лица должны будут фактически поддержать блокаду, либо будет остановлено все ж/д сообщение. А это, в свою очередь, приведет к огромным потерям самой "Укрзалізниці" от транзита, снижению поступлений в бюджет, а также снизит экспортный потенциал Украины. Ведь российская сторона не будет подавать в суды, а просто заблокирует украинский транзит по своей территории. А это приведет к потерям экспортеров и снижению поступления валютной выручки в страну.

Как говорит эксперт, заменить железнодорожный транспорт автомобильным в случае блокады железной дороги не получится.