Может ли церковь остановить волну подростковых самоубийств?

На этот вопрос размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

Волна подростковых самоубийств, год назад прокатившаяся по России, дошла, к сожалению, и к нам. Все начинается с увлечения некой игрой, квестом, в конце которой ещё практически ребёнку (13-16 летнему подростку) предлагают убить себя. И снять это на видеокамеру. Любому нормальному человеку может показаться, что эта очевидно бредовая идея никакой поддержки получить не может. Однако, меньше чем за год, в той же России себя убили 130 подростков.

Счёт самоубийствам открылся и у нас в Украине.  Так что же движет теми детьми, которые вступают в так называемые "группы смерти"?

Почему смерть для них становится желанной? Здесь надо обязательно исходить из того факта, что наше общество все больше виртуализируется. Нормальное, человеческое общение заменяется общением в интернете. Для многих пользователей именно здесь, в соцсетях, как ни странно, самые настоящие "друзья", здесь их понимают, здесь они могут быть кем угодно, здесь решения принимаются легко и быстро. А вот в реальном мире все намного сложнее, ведь отношения с друзьями надо выстраивать, за свои поступки надо отвечать, а принятые решения всегда имеют определенные последствия. Подростку, особенно ему, очень трудно во всем этом разобраться.

Трудно, так сказать, найти правильный алгоритм жизни в реальном мире (в виртуальном все проще). И именно в этой ситуации ему, как никогда, требуется помощь взрослых. А у взрослых, очень часто, у самых родных и близких, времени для того, чтобы ответить на вопросы сына или дочки, просто нет. Вернее, вопросы своих чад они считают настолько глупыми, что и отвечать на них не стоит... Однако, давайте не забывать, что если ещё 10-15 лет назад молодые люди с серьезными претензиями к жизни искали ответы в серьезных книгах, то сегодня они эти ответы ищут в интернете. Отворачиваясь от них, отмахиваясь от их исканий и даже заблуждений, мы сами толкаем их в руки преступников. Поэтому, проблема суицида - это проблема отсутствия общения. Это - нежелание выслушать и понять. В конечном итоге, это проблема родителей, а не детей. В то же время с христианской точки зрения самоубийство - это предельная степень отчаяния, при которой отсутствует покаяние и доверие Богу. Это проблема не только и не столько психологическая, сколько религиозная. А значит и решить ее можно только методами религиозными. И здесь я имею ввиду не просто посты и молитвы, а пример жизни по Евангелию. То есть, только в том случае, когда дети смогут увидеть в своих родителях настоящих христиан, они смогут сами стать такими христианами. Это лучшее из всего, что мы можем дать им.