Истории ОБХСС: как наживались на орденах Ленина и котлетах по-киевски

По указанию Щербицкого изъятые у директора ресторана вещи свезли в спецмузей.

Ресторан «Столичный» в 1969 году. Котлета по-киевски (ее еще называли котлетой по-столичному) была самым дорогим блюдом: 1 рубль 75 копеек. Фото: zametkiev.livejournai.com

Мы продолжаем серию публикаций о буднях советского ОБХСС (начало смотрите в материале "Из истории ОБХСС: в магазинах большие деньги делали даже на оберточной бумаге").

В Советском Союзе росло целое поколение, видевшее доллары только на картинках. Даже специалисты, которым повезло поработать за рубежом, привозили домой не живую валюту, а чеки, которыми можно было отовариться в специальных магазинах. Доллары ходили по очень ограниченному количеству рук. Валютными преступниками называли и тех, кто занимался скупкой и перепродажей золота. Особенно активно по этой категории людей ОБХСС работал в 60-70-х годах. Наш собеседник - бывший начальник УБХСС Украинской СССР генерал-лейтенант Александр Ищенко.

Дела зубные

Советские "золотые дельцы" хранили деньги либо в кубышках, либо в реальном золоте.

Бывший начальник УБХСС Украинской СССР генерал-лейтенант Александр Ищенко.
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

- В те времена много украинцев ездили в Россию наниматься на прииски, - рассказывает Александр Ищенко. - Золотые россыпи привозили килограммами. Это был чистый металл без примесей, который очень ценился дантистами, в него вкладывали миллионы. Но такие операции находились под запретом, а "разрабатывать" валютчиков было очень сложно. Но мы справлялись.

Помимо золота с приисков теневики занимались скупкой у населения так называемого бытового золота - ювелирных изделий 583-й пробы. Его растворяли, выжигали примеси, доводили до 80-й и выше пробы и продавали тем же зубным техникам. Кто не знает, в СССР не делали керамические коронки. По крайней мере для широкой публики. Скромный рабочий или инженер светил при улыбке железными зубами, а работники торговли, сферы обслуживания или другой элиты гордо демонстрировали золотые. Это было дорого, модно и так же престижно, как собственные "Жигули". Дантисты процветали, а вместе с ними - и поставщики золота.

Чистое золото отдавали за две бутылки водки

- После освобождения Донбасса от фашистов остро встал вопрос восстановления шахт. В шахтерские регионы приехало много жителей Волыни, Львовской, Житомирской, других областей Украины, - вспоминает Александр Михайлович. - Задание партии было выполнено практически в рекордные сроки. И власть очень многих наградила орденами Ленина и Героев Социалистического Труда. Об этом я узнал, когда был еще молодым опером и мы работали по группе валютчиков.

Подозреваемых задержали, стали проводить обыски, изымая улики. На одной из квартир сотрудники ОБХСС обнаружили 13 орденов Ленина.

- Я удивился: зачем одному человеку так много чужих орденов? - рассказывает наш собеседник. - Вот тут меня и просветили, что орден Ленина - это чистое золото 99-й пробы. 29 грамм! А бюст вождя выполнен из платины - 2 грамма. С ордена снимали эмаль и превращали его в слиток.

Так же поступали и с орденом Героя Социалистического Труда, который тоже имел самую высокую пробу.

В те годы многие участники ударных строек успели опуститься, спивались и отдавали свои награды буквально за две бутылки водки. Они даже представления не имели, какой ценностью владели.

Кстати, платину для зубного протезирования в СССР тоже использовали, смешивая ее с золотом. Это был особый шик. Единственный минус - что оценить его могли только знатоки драгоценностей. Цвет коронки получался серебристым, и многие путали благородный металл с обычным железом.

Дело "Шахини"

В 80-х годах на всю страну гремело дело московского гастронома №1, который называли "Елисеевским". За различные махинации с продуктами и продажу их с черного хода директор Соколов получил расстрел. В Киеве похожий по резонансу скандал разгорелся вокруг ресторана "Столичный". Это заведение располагалось в доме на углу Крещатика и Европейской площади и считалось главным рестораном столицы. Директору ресторана Лидии Елкиной в отличие от Соколова повезло избежать расстрела. Ее приговорили к 10 годам тюрьмы.

Эта история получила название "дело Шахини" и легла в основу одного из сюжетов знаменитого советского сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи".

- Коронным блюдом в меню ресторанов Киева была котлета по-киевски, - рассказывает Александр Ищенко. - По рецептуре ее полагалось делать из мяса индейки. А в ресторане использовали свиную вырезку, которая стоила значительно дешевле.

К тому же котлета была завернута в толстый слой кляра - более толстый, чем требовали правила. На вкус блюда клиенты не жаловались, но нарушение рецептуры тогда считалось преступлением, да и платили гурманы больше, чем яство того стоило. Помимо котлеты в меню подменяли много других продуктов, недокладывали масло и так далее.

Чтобы провести экспертизу блюд из ресторана, свои люди приносили в милицию кулечки и с котлетой, и с другими образцами.

По вечерам клеили обрывки накладных

- Елкина утром выписывала одни накладные, а в конце рабочего дня их рвала и писала новые. ОБХСС подвербовала людей, которые вынимали из корзины эти обрывки и передавали операм. А те их по вечерам сидели и склеивали. Так удалось набрать сотни накладных и подтвердить нарушения технологий и хищения средств по всем параметрам.

Изъятые у "Шахини" вещи заняли в МВД Украины четыре комнаты. По указанию Щербицкого их превратили в своеобразный музей, куда водили руководителей обкомов партии и начальников милиции из других областей, когда те приезжали в Киев. Тут были драгоценности, шубы, заграничная одежда и очень много модного по тем временам хрусталя.

Елкина жила по меркам, которые и не снились простым советским гражданам. У нее были две домработницы, своя парикмахерша, маникюрша, доктор и даже ветеринар.

- После ресторана "Столичный" аналогичные разоблачения были по ресторану "Метро", который располагался над одноименной станцией метрополитена, - рассказывает Александр Ищенко. - Подмена и недовес продуктов были очень распространены в советском общепите.

Продолжение следует

В СССР приветствовали все таланты. Кроме одного - дара предпринимательства. Частный бизнес был под строгим  запретом, но это не мешало ему развиваться. Лучшим стимулом для этого являлось торжество дефицита. Советский пижон душу был готов продать за джинсы Levi Strauss. Фарцовщики возили их из-за рубежа, а наши умельцы строчили ничуть не хуже в подвальчиках Одессы или старого столичного Подола. И выдавали потом за импорт. О том, кто такие "цеховики", читайте в следующей статье.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Поленья с секретом

- Впервые с валютчиками я встретился после первого года обучения в Одесской школе милиции, - вспоминает Александр Ищенко. - Местные работники ОБХСС взяли нас, курсантов, на обыск - чтобы присматривали за родственниками подозреваемого. Это был пожилой мужчина лет 70. Он держался спокойно и невозмутимо. Квартира располагалась на углу Дерибасовский и Красноармейской. Старый одесский дом с печным отоплением.  Что там хотели найти, мы не знали.

Обыск начался в пять утра. Опытные опера до позднего вечера простукивали стены, выворачивали ящики и шкафы, поднимали половицы, но так ничего и не нашли.

- Старика забрали из дома. На следующий день обыск продолжился, но снова ничего не нашли. На третий день опять пришли на Дерибасовскую. Снова обстукивали, срывали половицы, но создавалось впечатление, что опера уже что-то знают.

Ближе к обеду внимание милиционеров привлекла поленница возле печи.

- Дрова как дрова. Оперативник взял одно полено, другое - и выдернул из него сучок. А оттуда как посыплется золото - николаевские десятирублевые червонцы. Целая куча! В этой поленнице три таких тайника оказалось.