Угольная блокада в зоне АТО: на некоторых ТЭС топлива осталось на 10 дней

Страна оказалась на грани энергетического кризиса.

Чем грозит угольная блокада в зоне АТО. Фото: facebook.com/shtab.blokady

Ситуация с поставками угля с неподконтрольных Украине территорий продолжает накаляться. Вечером 10 февраля участники акции перекрыли железную дорогу Ясиноватая - Константиновка. Блок поставлен возле станции Фенольная. Требования участников акции прежние: прекратить то, что они называют "торговлей на крови". Но если это произойдет, Украине грозит энергетическая катастрофа. 

Не будет тепла и работы

Известная волонтер, а ныне народный депутат Татьяна Рычкова обратилась с запросом в СБУ, ГПУ, СНБО, военную службу правопорядка. По ее мнению, которое разделяют другие депутаты-мажоритарщики от БПП, необходимо срочно созвать "круглый стол" в Совете по национальной безопасности и обороне.

- Должны собраться все, кто несет ответственность за ситуацию в стане, - сказала "КП" в Украине" Татьяна Рычкова. - Это представители официальной власти, военно-гражданских администраций, силовых структур, а также те, кто устраивает блокаду, не понимая, какие последствия она может принести. Не будет тепла в домах и больницах, детских садах и школах. Не будет рабочих мест, не будет отчислений в бюджет, не будет пенсий.

Татьяна Рычкова приводит цифры и факты: на Краматорской и Славянской ТЭС угля осталось на 10 дней, на Трипольской, которая поставляет тепло в Киев и область, - на 14 дней. Харьковщина может продержаться 20 дней.

 - Под угрозой остановки Старобельская ТЭС. А это значит, что в Мариуполе не только не будет тепла, но замрут все градообразующие предприятия, - бьет тревогу народный депутат. - Множество людей останутся без средств к существованию. И все это только будет на руку нашим врагам, которые заинтересованы, чтобы ситуация в Украине все время дестабилизировалась.

По мнению Татьяны Рычковой, многие сторонники блокады действуют на эмоциях и откажутся от намерений поддерживать ее, если им все правильно разъяснить. В отличие от политиков и стоящей за ними силы, которая хочет государственного переворота.

Ветераны "добробатов" начали свою акцию в новогодние праздники и не собираются ее прекращать. Фото: facebook.com/shtab.blokady

Назревает конфликт между блокадниками и шахтерами

Тем не менее поддержка акции есть. По стране волнами прокатились народные вече "за". Но также проходят и мероприятия "против". Так, несколько дней тому назад в Лисичанске был создан "штаб антиблокады". Правда, народный депутат Семен Семенченко 12 февраля написал в Фейсбуке, что он уже якобы самораспустился.

- Я не видел заявления Семенченко, но хочу сказать, что мы не проводили каких-то акций и тем более не пытались оказывать силовое давление, - сказал "КП" в Украине" соучредитель штаба по разблокированию железных путей правозащитник Павел Лисянский. - Мы хотели только сесть за стол переговоров с участниками блокады в Луганской области. Но потом к нам присоединились работники ТЭЦ в Николаевке из Донецкой области. Они просили пропустить хотя бы 7-8 вагонов угля, чтобы хватило до весны. Но понимания с организаторами блокады пока не удалось найти.

На переговоры уповает и Алексей Малеванец - первый заместитель председателя Общественного совета Луганской области.

- Мы хотим, чтобы в Северодонецке состоялось выездное заседание Кабмина, в котором бы приняли участие как общественность, так и организаторы блокады. Исключая политиков, которые мутят воду. Ситуация с блокадой очень неоднозначная. Я лично против. И потому, что страдают люди, а по ту сторону линии разграничения тоже наши граждане с украинскими паспортами, они заложники ситуации и ждут, когда она нормализуется. И потому, что провоцируется конфликт между блокадниками и рабочими шахт и предприятий, которые могут остаться без работы. 

- Решением проблемы должно заняться правительство. Это может занять несколько месяцев, полгода, но с этим нельзя тянуть, - говорит эксперт. - Импорт угля в Украину может заново взвинтить цены на энергоносители и существенно повысить курс доллара.

Как "горлышко бутылки"

По оценкам "Укрзалізниці", убытки от блокировки движения только на двух железнодорожных перегонах в Донбассе уже превысили 40 миллионов гривен.

- На перегоне Курдюмовка - Бахмут блокировщики во главе с несколькими народными депутатами своими действиями нарушили движение грузовых поездов по четным и нечетным путям, движение на стыке Майорск - Никитовка и ограничили движение пригородных поездов только по нечетной колее этого перегона. На перегоне Шипилово - Светланово из-за заблокированного движения тепловоза и 57 пустых грузовых вагонов уже 16 суток не производится перевозка угля, в том числе энергетического. Простаивают 174,5 тысячи тонн угля, - заявляют в компании.

Проблема гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд человеку, не посвященному в тонкости вопроса.

- Блокада может окончательно добить железнодорожную инфраструктуру, - на условиях анонимности рассказал нам инженер-железнодорожник, работающий в зоне АТО. - Из четырех ниток, связывающих нас с неподконтрольными территориями, три уже подверглись атакам. То есть возможностей доставлять грузы все меньше и меньше. И нужно понимать, что в ходе военных действий наше хозяйство сильно пострадало, мы сейчас летим "на одном крыле". И еще немаловажный факт: железная дорога - это как "горлышко бутылки". В имеющиеся у нас рабочие окна весь потенциальный поток грузов не вольется.  С каждым днем блокады риски остановиться будут все выше и выше.

Напомним, министр энергетики Игорь Насалик заявлял, что продолжение блокады грозит веерными отключениями электричества по всей стране.