Из истории ОБХСС: в магазинах большие деньги делали даже на оберточной бумаге

В стране, которая строила коммунизм, наживались на бумаге, солярке, овощах и даже вторсырье.

Если на весы в советское время клали мясо или рыбу без упаковки, значит, скорее всего, бумагу уже украли. Фото: Архив «КП»

В Украине собираются создать финансовую полицию, которую министр МВД Арсен Аваков почему-то обозвал "ремейком советского ОБХСС". Наверное, проблемы с этой структурой были у многих современных политиков и бизнесменов. Но и служба была авторитетная. Одни ее боялись и ненавидели, другие видели в ней управу на спекулянтов и воров. Кто помнит времена тотального дефицита в магазинах, наверняка был свидетелем скандалов: "Я на вас ОБХСС нашлю!".

Вот и "КП" в Украине" решила вспомнить, как это было. О буднях отделов по борьбе с хищениями социалистической собственности рассказывает человек, отдавший этой службе 30 лет, 10 из которых возглавлял УБХСС Украинской ССР - генерал-лейтенант милиции Александр Ищенко.

Вместо армии - школа милиции

Трудно было найти в СССР структуру, которая бы не входила в поле внимания ОБХСС. Сберкассы, общепит, торговля, рынки, колхозы, фабрики, заводы и кооперативы - они занимались всеми. Потому что в стране, которая усердно строила коммунизм, процветала и коррупция, и теневая экономика. Не в тех масштабах, что сейчас, но достаточных для материального расслоения общества.

Кто жил в те времена, тот помнит коряво написанные продавщицами таблички "Бумаги нет!". Счастье, если под рукой был трижды выстиранный полиэтиленовый кулек. Если нет, то жирную селедку вам шлепали просто на весы, в лучшем случае - на газету. А бумага была! Но уходила "налево". На ней, оберточной, делали деньги. Как и на излишках мяса, которые получались в результате передозировки в колбасе крахмала и соли. Это сейчас нам могут продавать продукт с таинственным названием "мясосодержащий". А в СССР отклонение от  

ГОСТов считалось преступлением против народа.

И еще одна параллель. Как нынче полиция, так и милиция в те времена испытывала острую потребность в кадрах. Вплоть до того, что народ отправляли на службу в добровольно-приказном порядке. Так нечаянно юный Саша Ищенко начал свой путь к генеральской должности.

-

Генерал-лейтенант милиции Александр Ищенко.
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

 После школы я работал на Константиновском заводе "Укрцинк". Ждал, когда отправят в армию. А меня с группой, нас 20 человек было, повезли в Одессу. Думал, в военное училище, а оказалось, что в школу милиции. После окончания год поработал следователем, - рассказывает Александр Михайлович. - А потом перевелся в ОБХСС - районным опером в своей родной Константиновке. В отделении у нас было 7 человек.

Кто такие "тряпочники"

Одно из первых дел, которыми занялся молодой начальник отдела, касалось "тряпочников". Так называли заготовителей вторсырья.

- Эти люди выглядели невзрачными и потертыми, а на самом деле ворочали большими деньгами, - вспоминает Александр Ищенко. - Макулатуру, металлолом, другие отходы принимали за копейки. Сортировали, сдавали на переработку. Основную прибыль получали от комбинаций с весом. К примеру, взяли 100 кг металла, а в документах писали 50 кг. Ловчили на пересортице, категориях качества.

"Тряпочники" оказались людьми не только богатыми, но и умными. Когда опера приблизились к верхушке клана, выяснилось, что объект интереса является другом начальника всей милиции Константиновки.

- Вызвал начальник меня к себе и говорит: не трогай этого человека. Ладно, думаю, возьмусь за другого. А потом и этого мы посадили, - рассказывает Ищенко. - Арестовали тогда в общей сложности 6 человек и таким образом заявили, что БХСС в Константиновке - это серьезно.

- Мы тогда молодые были, задиристые. Много колхозов и совхозов "перемолотили". Простые колхозники что могли - килограмм картошки взять, и то ругали. А председатели и их свита в обход учета овощи в город переправляли сотнями тонн. Сбывали тайком заготовителям и пшеницу, и молоко - все, что было в хозяйстве, - вспоминает Ищенко.

Сидели одновременно 287 человек

Решающей для молодого опера стала разработка Константиновской пищевкусовой фабрики, которая производила кондитерские изделия. Одним из компонентов кондитерки являлись ванилин и ванилон. На фабрике ароматные добавки в булочки или другую продукцию не докладывали, а образовавшиеся таким образом излишки переправляли в шахтерскую Горловку, где работала сеть магазинов УРСа - Управления рабочего снабжения, и сбывали через розничную торговлю. После того как Александр со товарищи эту схему разоблачили, молодого опера заметили и стали продвигать по службе.

- Сначала меня перевели в Горловку, там я прослужил 7 лет. Потом направили в Донецк - начальником областного УБХСС. Год я врастал в ситуацию, а потом как взялись за торговлю! За ОРСы (отделы рабочего снабжения) Министерства угля и энергетики. За три года здорово их почистили. Сидели одновременно 287 человек - начиная от заведующих магазинами и заканчивая руководителями ЦРСов и ОРСов. Даже два начальника главков пошли под суд. Покупателей обвешивали, обсчитывали, продукты продавали без учета, на овощных базах качественный товар списывали за счет усушки и утряски. И все это надо было доказать! - рассказывает ветеран службы.

По словам Александра Ищенко, кроме групп оперов на ОБХСС работала большая негласная сеть.

- Одних мы поощряли, но больше было таких, кто помогал за "правое дело".

Помимо торговли борцы с хищениями изрядно беспокоили автопредприятия. Оказывается, уже тогда водители платили начальникам дань за выгодные маршруты и рейсы. Билеты выдавались через одного, часть выручки шла в личные карманы. В частные руки сбывалось горючее.

- Такого понятия, как коррупция, в те времена не было. Было злоупотребление служебным положением - это если, например, кто-то из руководителей предприятия или чиновник подписывал не то, что следовало, или давал разрешение на отпуск продукции не тому, кому следовало, - вспоминает Александр Ищенко. - Если злоупотребление не удавалось доказать, человеку могли вменить халатность или бесхозяйственность.

- Путем проведения так называемых оперативных отработок личному составу службы удалось охватить проверками большое число совхозов и колхозов, сохраняя для государства миллионы рублей, - вспоминает Александр Ищенко. - По нашим материалам были сняты с должностей первые секретари райкомов партии в 11 из 14 сельских районов. Некоторые пошли под суд.

Громкие экономические дела в Донецкой области были замечены в Киеве. В 1978 году Александра Ищенко направили на работу в столицу - возглавлять Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности МВД Украинской ССР.

БЫЛ СЛУЧАЙ 

Через руки ОБХСС прошло очень много людей, которые решили подправить свое материальное положение в обход строгих законов страны социализма. Иногда не совсем рациональных.

- Мой дед получил три года колонии-поселения, - рассказывает уроженец Донецкой области Игорь Никонов. - Он работал директором автобазы. Им выдавали много солярки, которая обычно не расходовалась. А колхозам этого топлива вечно не хватало. Если автобаза всю солярку не использует, руководство наказывают за плохое планирование. Поэтому ее или выливали, или продавали колхозам. Так поступал и мой дед. Оформить сделку официально он не мог. Поэтому и попал под суд за расхищение социалистической собственности. 

СПРАВКА "КП" 

Датой создания ОБХСС считаетcя 16 марта 1937 года, когда  нарком внутренних дел СССР Ежов издал приказ сформировать в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. После войны ОБХСС получил задачу свести к минимуму уровень злоупотреблений в промышленности, торговле и экономике.

После обретения Украиной независимости был реогранизован в Службу защиты экономики от преступных посягательств при МВД. Далее получил название Государственной службы по борьбе с экономической преступностью.

Продолжение следует

В сентябре прошлого года Украина смеялась на судьей Чаусом, который хранил доллары в стеклянных банках, закопав их в землю. Ничего нового он не придумал - так поступали многие советские теневики, не имеющие доступа к заграничным банкам: тогда это было просто невозможно. А еще накопления было модно вкладывать в золото. Об этом и о секретах котлеты "по-киевски" мы расскажем в следующий раз.