Представляем 27-й том. Иван Тургенев: «Дворянское гнездо», «Дым»

Виктория ПОЛУШКИНА, редактор киевского выпуска «КП», о своей любимой книге.

С 28 мая до 4 июня каждый читатель «Комсомольской правды» в Украине» вместе со свежим номером газеты сможет приобрести очередной том «Книжной коллекции «КП» - романы Ивана Тургенева «Дворянское гнездо» и «Дым».

Из всех неординарных и ярких женщин в литературе, в частности тургеневских женщин, героиня романа «Дым» Ирина Осинина произвела на меня самое сильное впечатление. Я читала этот роман, который, кстати, ругали все критики позапрошлого столетия, и поражалась взбалмошной и в то же время трагической натуре, поначалу понятной, скорее, нам, рациональным людям XXI века, нежели чопорным современникам Тургенева.

«Что-то своевольное и страстное, что-то опасное и для других, и для нее. Поразительны были ее глаза, исчерна-серые, с зеленоватыми отливами, с поволокой, длинные, как у египетских божеств, с лучистыми ресницами и смелым взмахом бровей. Странное было выражение у этих глаз».

История Ирины Осининой начиналась обыденно для девушки из бедной, но благородной семьи. То, что ее окружало, казалось Ирине пошлым и скучным, хотя она никогда до конца не признавалась в этом даже себе. Ее любимый человек - Литвинов, такой заботливый и внимательный, не понимал ее до конца… А ей, молодой красавице, конечно же хотелось в столицу, в высший свет, в окружение обаятельных и беззаботных людей.

Трогательная сцена: Ирина собирается на бал и еще не знает, что этот бал окажется для нее роковым. Она бросит унылый дом, пожертвует любимым человеком - и унесется в Петербург за красивой жизнью. Героиня вроде и не знает, но в душе ощущает это.

«Она быстро взглянула на Литвинова, протянула руки и промолвила:

- Хочешь? Скажи только слово, и я сорву все это и останусь дома.

У Литвинова сердце так и покатилось. Рука Ирины уже срывала ветку.

- Нет, нет, зачем же? - подхватил он…

- Ну, так не подходите, платье помнете…»

И она бежит. Ей кажется, что от блеклой провинциальности, скромного достатка, ограниченного окружения. Оказывается, она бежит от себя самой. Ирина открывает для себя, что красива, что умеет быть в центре внимания, она находит «прекрасную партию»… И все-таки она несчастлива - с тех самых минут, как покинула родной дом, и все столичные прелести - всего лишь дым, пустота…

Как и все развязки у Тургенева, в романе «Дым» она жестока. Судьба сводит Ирину с Литвиновым во второй раз. Чувства снова вспыхивают - она понимает, что всегда любила только его. Он умоляет ее бросить все и бежать с ним. Она готова, даже мечтает об этом, говорит, что узы брака для нее ничто... И в конце концов отказывает Литвинову.

Тургенев не объясняет почему - он предлагает найти ответ читателю. Но именно в этот кульминационный момент отказа Ирина Осинина вдруг становится совершенно непонятной для рационального человека XXI века, хотя современник Тургенева, наверное, ее понимает.

«Пойти за Литвиновым можно, - сказал бы он уставшей от светской жизни несчастной женщине. - Будет, наверное, и любовь, и домашний очаг, и житейские радости. Но как ты, некогда предавшая его, будешь теперь смотреть ему в глаза?»

Увы, этот вопрос, уже давно не мучающий никого из наших современников, все еще был актуальным для людей романтически-сентиментального тургеневского века.

Вы пропустили один из томов «Книжной коллекции»?

Воспользуйтесь купоном заказа книг!