Уволен миллиардер, придумавший "Формулу-1"

Легендарный Берни Экклстоун теперь сосредоточится на семейной жизни с третьей женой.

Фабиана очаровала толстосума своим чувством юмора. Фото: Sutton Images

"Формула-1" продана американской компании. Берни Экклстоун, который создал культовую гоночную серию, уволен. Но этого недостаточно, чтобы попрощаться с Бернардом Чарльзом "Берни" Экклстоуном - человеком, который на гоночной трассе вывел формулу успеха.

Что продал Берни

"Мой новый статус - одна из их американских уловок. Кажется, он называется "почетный президент". Не представляю, что значат эти слова", - презрительно бросил Экклстоун после своей отставки. 

Одному из самых богатых людей Великобритании уже 86 лет. Для некоторых в таком возрасте помнить, куда пять минут назад положил очки, - уже успех. Старина же Берни виртуозно ворочал миллиардами. Он придумал такую схему ухода от налогов, что до сих пор все спорят, что именно и за сколько купила корпорация Liberty Media.

Американцы вроде бы должны перечислить 4,4 млрд. долларов. На них же запишут и долг "Формулы-1" в 4,1 млрд, и в сумме получится 8,5 млрд. Но британские СМИ не исключают, что эти деньги гоночный чемпионат должен сам себе. Пуская прибыль на выплату займа, который вы взяли сами у себя, можно отлично сэкономить на налогах. 

Создание империи

Росту в Берни Экклстоуне всего 1 м и 59 см. Но весь мир "Формулы-1" до последнего дня боялся даже его взгляда. Он так жестко брал за горло любого из своих оппонентов, что те соглашались на все условия. "Большой цирк" никогда не знал более жесткого переговорщика. Он прессовал команды, спонсоров и телекомпании, выбивая из них лучшие условия. Он очаровывал диктаторов и толстосумов из арабского мира, убеждая их вкладываться в создание гоночных трасс, выкупать права на проведение Гран-при и финансировать команды.  

Экклстоун в 1970-х одним из первых додумался, что деньги от телетрансляций - это настоящий Клондайк для спорта. Немного махинаций с акциями, лавина оглушительного пиара, и вот он - самый успешный спортивный проект XX века, который приносит миллиарды. 

Экклстоун умел внушать страх и уважение. Но теперь, когда он покинул "Формулу-1", все боятся еще больше. Американцы отлично знают, как выжимать деньги из спорта. И в этом болельщики видят главную опасность. Ради прибыли новые владельцы могут поменять регламент и установить какие-нибудь безумные правила. Или задумают воплотить в жизнь какое-нибудь гендерное равноправие или что-то в этом духе. С Берни такие номера не проходили. Когда ему однажды задали вопрос, когда же в "Формуле" появятся девушки-пилоты, Экклстоун сыронизировал: "Я очень хочу увидеть за рулем красивую черную девушку, которая была бы либо еврейкой, либо мусульманкой и говорила бы по-испански".

Экклстоун и смерть

Берни Экклстоун вообще циничен. С состоянием в 3 млрд долларов, пожалуй, это можно себе позволить. Как-то его спросили о смерти Айртона Сенны - настоящего идола "Формулы-1", которого фанаты возвели в ранг мученика. Экклстоун был ужасен в своей правде: "Внимание, которое к гонкам привлекла его смерть, было велико. Это было хорошо для "Формулы-1".

Считается, что в юности Берни был неважным пилотом, которому хватило мозгов это вовремя понять. Дальше Экклстоун управлял деньгами и чужими жизнями. Первого своего партнера он похоронил в 

1958-м. Это был молодой Стюарт Льюис-Эванс, чьим менеджером был Берни Экклстоун. Британец живьем сгорел на Гран-при Монако. И потом смерть ходила за Экклстоуном по пятам. Но если до сих пор не догнала, значит, не такой уж из него и ужасный гонщик. 

Гран-при СССР

Биография Экклстоуна - набор легенд. Но чтобы к вам относились серьезно, в основе каждой из них должна лежать правдивая история. Такая, например, как идея создания Гран-при СССР.

Берни Экклстоун еще с 1970-х был одержим идеей увидеть гоночные болиды "Формулы-1" в Москве. Когда босс Ф1 в 1980 году съездил в СССР на Олимпиаду, проект начал приобретать все более четкие очертания. Экклстоун был готов на многое. Например, предлагал за свой счет построить автодром и рядом отель, отдать самую быструю машину "Формулы" Советам и посадить в гонке за ее руль "любого парня, кого они захотят". Но главное, Берни хотел встретиться с Брежневым.

Расчет был точным. Генсек ЦК КПСС был страстно увлечен машинами. Ближе к 1980-м Брежнев редко садился за руль, но его автопарк насчитывал семь десятков иномарок. Почти что гоночный Maserati Quattroporte, подарок Арманда Хаммера Rolls-Royce Silver Shadow, собранный по спецзаказу в Детройте Cadillac Eldorado... Вряд ли понадобилось бы много усилий, чтобы уговорить Леонида Ильича поставить рядом с ними боевой болид "Формулы-1". Расчеты рухнули со смертью генсека.  

Тайная свадьба в горах

Ему всегда было плевать, что вы о нем думаете. В 81 год он в третий раз женился на 35-летней красотке Фабиане Флози.

До решения вступить в брак миллиардер и его избранница, которая выше Берни на голову, встречались около трех лет. В близком окружении Экклстоуна рассказывали, что длинноногая брюнетка с доброй улыбкой положительно повлияла на бизнесмена и его образ жизни. Тот стал поспокойнее и впервые за десятилетия начал устраивать себе выходные и ходить в отпуск! Вместе с предложением руки и сердца Фабиана получила от Берни кольцо с бриллиантом стоимостью 100 тысяч долларов. 

Флози - бразильянка, имеет научную степень в области международной экономики. До встречи с суженым работала по специальности в венгерской компании, владелец которой был другом и партнером по бизнесу тогда еще владельца "Формулы-1". На одном из заседаний фирмы будущие супруги и познакомились. 

Самым привлекательным в своей новой музе Экклстоун называет чувство юмора:

"Когда живешь с таким человеком, как я, то без чувства юмора просто никуда. У меня с ней нет никаких проблем. А она, надеюсь, счастлива со мной".

Свадьбу сыграли тайно - на швейцарском горнолыжном курорте Гштад, в роскошном шале толстосума. Среди гостей не было детей Экклстоуна от предыдущих браков. Те свою мачеху и потенциальную претендентку на наследство папаши не особо жалуют. 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Бернард Чарльз "Берни" ЭККЛСТОУН родился 28 октября 1930 года в Великобритании. В 1958 году пробовал себя в качестве пилота, но после одной из аварий стал менеджером и владельцем команд. Был трижды женат. Имеет трех дочерей (от первой жены, Иви Бэмфорд, родилась первая дочь Дебора, от второй жены Славики две дочери - Тамара и Петра). С 2012 года женат на Фабиане Флози.

В 2016 году его состояние оценивалось в 3,1 млрд долларов.