Израильский политолог о выборах: "У нас образовался политический тупик"

"КП" в Украине" пообщалась с политологом, депутатом Кнессета XV созыва Александром Цинкером. По его мнению, ситуация настолько сложная, что может привести к любому исходу.

Фото: reuters

На днях в Израиле закончилось голосование на внеочередных выборах в Кнессет. Как и в прошлый раз наибольшее количество голосов набрали партии "Ликуд", которую возглавляет действующий премьер Биньямин Нетаньяху, и "Кахоль-Лаван", лидером которой является Бени Ганц. В отличие от апрельского голосования, небольшой перевес оказался на стороне "бело-голубых". Однако, в действительности ситуация остается настолько же сложной, как и весной – ни один из блоков не может самостоятельно построить коалицию.

Тем не менее, уже в ближайшие дни президент Израиля Реувен Ривлин переговорит с представителями всех фракций и на основании консультаций предложит кому-то из них попробовать сформировать коалицию.

- Александр, добрый день! Как, по-вашему мнению, изменились результаты относительно апрельских выборов?

- По большому счету результаты не очень отличаются от апрельских. Народ не поменяешь за такое короткое время. Но небольшие изменения есть. Например, Авигдор Либерман и его партия "Наш дом Израиль", которая выступает за правительство национального единства, взяла восемь мандатов. Прошлый раз у него было всего лишь пять. Усилились религиозная партия "ШАС" и "Союз правых сил".

Две большие партии, наоборот, сократили свое представительство. Но если "Ликуд" уменьшился на четыре мандата, то "Кахоль-Лаван" потерял только два. Окончательный результат, который огласит ЦИК, будет таким: 33 мандата у "Кахоль-Лаван" и 31 у партии "Ликуд".

Самая главная проблема заключается в том, что расклад по блокам остался примерно таким же, поэтому что ни одна из этих больших партий не может формировать коалицию. Дело в том, что ни право-религиозный блок, ни левоцентристский блок не набирают 61 мандата, а именно столько является коалиционным минимумом.

- Что же это получается, коалицию опять не сформируют?

- В этой ситуации остаются 8 мандатов партии "Наш дом Израиль". Но, по логике, они не могут присоединиться к левоцентристскому блоку, потому что там присутствуют ультралевая партия "Мерец" и "Объединенный арабский список", а партия "Наш дом Израиль" в общем-то является правой. И в то же время они не могут присоединиться к право-религиозному блоку, потому что они выступали всю предвыборную кампанию за создание светской либеральной коалиции национального единства. Поэтому сейчас у нас и образовался такой политический тупик.

Выходов из ситуации всего несколько. Если две большие партии смогут объединиться, то они сформируют устойчивое большинство. Но тут очень много подводных камней и главной проблемой является нежелание лидеров "Кахоль-Лаван" иметь дело с Беньямином Нетаниягу.

Также есть вариант, когда одна из сторон попытается перетащить к себе одну из партий противоположного блока: например, из левого блока партию "Авода" перевести вправо или левоцентристские лидеры попытаются перетянуть кого-то из правого блока к себе. Думаю, что сейчас идут различные тайные попытки двух сторон по всем возможным направлениям.

- В прошлый раз условия Либермана не устроили Нетаньяху. Теперь он получил больше мандатов. Его требования будут еще выше?

- Мне кажется, Либерман идет ва-банк. Он хочет стать лидером правого лагеря. Для этого нужно сначала сместить Нетаньяху. Думаю, он надеется со временем вернуться в "Ликуд" и возглавить его, а со временем и стать премьер-министром. У него там наверняка есть еще люди, которые остались с тех пор, когда он работам в "Ликуде" генеральным директором. Понятно, что это не сегодняшняя его цель, но если следующие выборы будут только через 4 года, еще все может сложиться. Израиль – страна чудес.

- На этих выборах большую активность проявили арабы. Почему они вдруг пошли голосовать?

- "Объединенный арабский список" набрал на 3 мандата больше, и мне кажется, это произошло потому что руководители списка поменяли содержание своей избирательной программы. Если раньше лидеры арабских партий больше внимания уделяли проблемам арабов палестинской автономии, то сейчас они поняли, что в первую очередь нужно заниматься социально-экономическими вопросами своих избирателей, т.е. арабских граждан Израиля. Под эту программу они и смогли привлечь больше избирателей. Люди просто поняли, что в этот раз их представители будут заниматься их вопросами, а не внешней политикой.

- Насколько высока вероятность, что никто не договорится и придется устраивать новые выборы?

- Вероятность третьих перевыборов есть, но все же она мала. Население Израиля уже устало от выборов и будет оказывать свое давление на все партии, участвующие в коалиционных переговорах. В этих условиях, партиям будет легче отказаться от некоторых своих требований и согласиться на определенные компромиссные решения. Не следует забывать, что ориентировочно, суммарные затраты на прошедшие выборы составили пять миллиардов шекелей. Это достаточно большие деньги, которые можно было бы потратить на решение первостепенных социально-экономических задач. Граждане страны это понимают и не простят ту партию, из-за несговорчивости которой придется идти на никому не нужные третьи выборы.

В ТЕМУ

Зачем Израиль пошел на досрочные выборы

В этом году Израиль впервые в своей истории столкнулся с внутренним политическим кризисом. Парламентские выборы, которые прошли в апреле, не позволили депутатам сформировать коалицию и Кнессет самораспустился. Накануне этих выборов Нетаньяху даже посетил Украину, чтоб подыграть репатриантам из нашей страны. Однако, больших дивидендов ему это не принесло.