Предприимчивую сотрудницу одного из одесских банков лишь спустя год удалось вычислить правоохранителям департамента киберполиции. Теперь она осталась и без работы, и без денег, к тому же ей грозит уголовное наказание – от трех до восьми лет лишения свободы.
24-летняя одесситка трудилась экспертом по продаже продуктов розничного бизнеса и вовсю пользовалась служебным положением. Так, одной из ее обязанностей было привлечение клиентов, желающих оформить кредитную карту.
- За каждого клиента ей полагались бонусы и злоумышленница быстро прониклась этой темой, - рассказали "КП в Украине" в отделе по борьбе с киберпреступностью Причерноморского управления киберполиции. – С ее подачи часто картодержателями становились даже те люди, которым эта кредитка была не особо нужна: мол, ладно, пусть лежит.
Людей предупреждали, что позвонят через какое-то время и попросят прийти за карточкой. Время шло, а клиентам никто не перезванивал. Многие, забыв об этой затее, даже не интересовались, что происходило с данными, которые получала от них сотрудница банка. В то же время банкирша, сообщая, якобы клиент пришел к ней за карточкой, обращалась в другой отдел. Там ей выдавали кредитку и конверт, где хранился ПИН-код к ней. После этого барышня спокойно расписывалась в ведомости.
- Мошенница с помощью специальной банковской программы вводила телефоны, которыми она пользовалась, вместо номеров картодержателей, - отметил начальник Причерноморского управления киберполиции Департамента киберполиции Национальной полиции Украины Юрий Выходец. – Таким образом, она могла снимать средства, не беспокоясь о том, что клиентам может пройти смс-уведомление о проведенной операции.
Тем же клиентам, которые все-таки вспоминали о том, что на их имя оформляли карту, сотрудница говорила, что карта не пришла или потерялась. Или тянула до последнего с выдачей, но на всякий случай самым настойчивым владельцам кредиток возвращала деньги на счет. Для этого она таким же путем снимала средства с карт других клиентов и выравнивала баланс.
Поймать мошенницу на горячем долго не удавалось. За год она присвоила для своих нужд больше 100 тысяч гривен. О преступлении стало известно, когда некоторые клиенты, не дождавшись своей карточки, звонили на горячую линию банка.
- Там людям с удивлением отвечал другой человек: мол, а вы разве не получали вашу кредитку такого-то числа такого-то месяца? - говорит оперуполномоченный Вячеслав. – Некоторые из них просто махнули рукой, другие сочли, что произошла ошибка. Но в конце концов данные о возможных махинациях просочились в наш департамент.
После досудебного расследования женщине уже объявили о подозрении. Все материалы с доказательствами ее вины готовятся передать в суд.
3 совета как не дать себя обмануть
В киберполиции рассказали "КП в Украине", как не попасться на удочку банковского мошенника:
- Нужно сразу отказаться от кредитной карты, если заранее уверены, что она не пригодится. В этом случае не стоит вестись на уговоры сотрудников банка и давать им какие-либо данные о себе.
- Если решение не брать карту пришло уже в то время, когда ее вручают в банке, нужно попросить банкира разрезать ее при вас.
- В том случае, если кредитка все-таки нужна, необходимо контролировать процесс ее получения. Прежде всего, уточнить у эксперта сроки. Если в назначенное время карта не пришла, следует позвонить на горячую линию банка. При вручении карты нужно убедиться, что карта и ПИН-код запечатаны в конверты, которые никто до клиента не вскрывал.