Освоилась быстрее супруга
Переводчик генсека Виктор Суходрев так рассказывает об интервью Горбачева американскому телевидению: "Спросили, что происходит у Горбачева дома, когда тот после напряженного рабочего дня в Кремле возвращается в семью. О чем он беседует с женой? Пауза длилась долго. Затем в наушниках прозвучал тихий, отрывистый голос Горбачева: "Обо всем"...
Вопрос о домашних разговорах Горбачева с женой задан был неспроста. К тому времени - а это 1987 год, - и в стране, и за рубежом тема супруги нового советского лидера вызывала много разговоров. Раиса Максимовна часто появлялась на телеэкранах при поездках ее мужа. И не только появлялась, но подавала реплики, высказывала непререкаемые суждения.
Сама Горбачева логично обосновывает концепцию, почему она неотступно с мужем: "Если рядом с Рейганом его Нэнси, это совершенно нормально. А если Горбачев появился с женой - это уже революция. Когда Михаил Сергеевич стал главой государства, в России в отношении жен руководителей страны была одна традиция - не существовать. И эта традиция была сформулирована еще со времен Сталина".
Раиса Максимовна мгновенно освоилась в роли первой леди страны, значительно быстрее, чем ее муж по-настоящему ощутил себя лидером государства. Не стесняясь, звонила и давала поручения помощникам генсека и даже некоторым членам руководства страны. Связью на уровне члена Политбюро была оборудована ее машина.
Охранник Горбачевой Медведев подметил: "Иногда она (Раиса Максимовна. - Ред.) его все-таки доставала - он вспылит, расходятся в разные стороны. И в дом возвращаются по отдельности".
Итальянский журналист Джульетто Кьезе вспоминает, как вели дискуссии Горбачевы: "Когда она говорила, он слушал ее внимательно, но это отнюдь не означало, что он во всем готов согласиться с женой. Последнее слово в споре всегда было за ней. Когда Михаил Сергеевич был не согласен с женой, он в знак примирения поглаживал ее руку. Делал он это и без всякого повода. Это был инстинктивный, идущий от души жест человека, ищущего понимания, отклика".
Взгляд, которым Михаил Сергеевич смотрел на жену, особенный, неповторимый. В нем, во взгляде, и любовь, и забота, и вопрос, и преданность, и печаль…
И Раиса Максимовна могла чуть заметно повести бровями - Горбачев сразу чувствовал: делает что-то не то, не так.
О чувстве юмора
Вообще у Раисы Максимовны было туго с юмором. Как-то во время зарубежного визита при застолье академик Арбатов рассказал анекдот: "Знаете, Михаил Сергеевич, что люди находят общего между вами и Лениным? - И сам же ответил: - Оба юристы, оба лысые и оба прогнали Романовых" (Григорий Романов претендовал на должность генсека, но Горбачев перехватил власть. - Ред.). Не успел Михаил Сергеевич среагироватьц на шутку, как раздался обиженный голос его жены: "А мы думали, что общими чертами являются глубина мысли, революционность действий..." Далее последовал перечень других выдающихся черт вождя мирового пролетариата...
И другой эпизод рассказал Джордж Буш-старший. В декабре 1987 года Горбачев с официальным визитом в США. Буш еще вице-президент при Рейгане. Советский лидер дает прием в посольстве СССР.
После прекрасного обеда в гостиной появляется русская оперная певица - женщина мощного телосложения, талантливая, но, мягко говоря, не очень симпатичная. Буш, оказавшийся рядом с Горбачевой, наклонился к ней, когда певица стала исполнять заключительную арию, и пошутил: "Мне кажется, я в нее влюбляюсь". Раиса Максимовна внимательно посмотрела на вице-президента, а затем твердо заявила: "Вам лучше этого не делать, вспомните Гэри Харта!" (Бывший сенатор, он в ходе выборов на пост президента от демократической партии был вынужден отказаться от борьбы за президентское кресло из-за скандальных обвинений в супружеской неверности). Буш описывает, чем закончилась сцена: "Я посмотрел в глаза Раисы, чтобы понять, не шутит ли она? Но нет, по выражению лица я понял, что она вполне серьезно посчитала, что я готов был завязать интрижку с некрасивой певицей..."
Перед визитами изучала страны от и до
Горбачев готовился к зарубежному визиту основательно. Изучал, анализировал, что еще можно сделать, чтобы выглядеть в глазах Запада великим реформатором и преобразователем мира. А у Раисы Максимовны своя подготовка. Она зубрила литературу о стране посещения, смотрела кинофильмы этого государства, читала книги классиков, изучала культуру, искусство, всматривалась в страницы альбомов о музеях, художественных галереях. Эксперты, специалисты снабжали Раису Максимовну грудой материалов по искусству, литературе, обычаям, национальным особенностям страны визита. Она требовала детальные описания всех объектов, включенных в женскую программу. Изучив материалы, Горбачева в ходе визита блистала к месту и не к месту своими познаниями. Гостья рассказывала ошарашенным хозяевам об их стране, об их исторических реликвиях, всяческих достопримечательностях - они и слова вставить не в состоянии. Иногда, случалось, хозяева, потупившись то ли от недоумения, то ли от необразованности, застенчиво задавали ей вопросы, на которые Горбачева давала подробные и хорошо аргументированные ответы.
КСТАТИ
Первая "первая леди"
Горбачева ввела в российский обиход понятие "первая леди". Раньше говорили просто - жена Хрущева, жена Брежнева. Андропов и Черненко вообще не показывали своих жен. И то, что рядом с генеральным секретарем появилась эффектная женщина, было не менее революционным, чем его слова "перестройка" и "гласность". Всегда строгая, подтянутая, одета с безупречным вкусом, великолепная прическа...
ЖЕНСКИЕ СЕКРЕТЫ
"Лекции" для Нэнси Рейган
Причудливы были взаимоотношения Раисы Горбачевой с женой Рональда Рейгана Нэнси.
Во время пребывания в Вашингтоне был предусмотрен осмотр Белого дома. Экскурсоводом выступила Нэнси Рейган. Когда стала показывать гостье спальни, Голубую гостиную, прочие помещения исторического особняка, Раиса Максимовна, которая еще в Москве заучила наизусть описание резиденции американских президентов, постоянно ее перебивала: "Да, да, я знаю. Голубая гостиная в 1836 году была обставлена в стиле ампир, а в 1904 году, при президенте Тафте, ее переоборудовали в стиль модерн. Мебель была заказана фабрике Милетти в Нью-Джерси, а рисунки для штор разработал художник Джим Оливье…" - и так в течение всей экскурсии по Белому дому.
Нэнси в ином помещении и слова не удавалось вставить.
"Я нервничала перед первой встречей с Раисой Максимовной, - вспоминает Нэнси. - Не знала, о чем буду говорить с ней, но скоро выяснилось, что это не имеет никакого значения. С первой минуты она говорила и говорила - так много, что мне едва удавалось вставить словечко... Она не устает читать лекции. На первой встрече ведущей темой Раиса выбрала всемирный триумф коммунистической системы. На второй - эпохальные достижения советского искусства. Но любимая ее тема - марксизм-ленинизм и его историческое значение для всего человечества. Два раза она прочла мне обширные лекции о недостатках американской политической системы... Я предполагала, что мы будем говорить о личной жизни, о мужьях, детях, о трудностях существования на виду у всех или, наконец, о наших надеждах на будущее. Я хотела рассказать Раисе о нашей программе борьбы с наркоманией. Но не успела я закончить первую фразу, она перебила меня, заявив, что в Советском Союзе проблемы наркомании не существует".
Горбачева, в свою очередь, была разочарована женой президента США - недопустимо низкий для жены президента великой страны интеллектуальный уровень. И не всегда со вкусом одевается. И не в состоянии связно рассуждать о серьезных проблемах современности, особенно если речь заходила о политических системах различных стран. А уж про философию и говорить нечего - Нэнси понятия не имеет, кто такой Кант, не говоря уж о Шопенгауэре.