Ренате Литвиновой – 50: правила жизни "богини" российского кино

Именитая режиссер, сценарист и актриса 12 января отмечает юбилей.

Рената Литвинова. Фото: renatalitvinovaofficial.com

Круглую дату обворожительная Литвинова, которую считают иконой стиля и картину которой "Богиня: Как я полюбила" обожают миллионы, отпразднует во Франции, в Межеве. Как мы узнали, там она рисует и гуляет по горам, а вечерами наслаждается близкими просекко. К слову, недавно Рената купила квартиру в Париже и частенько приезжает туда из Москвы. Но и любимой работе отдается по полной: играет в МХТ, снимает кино. Ее крайняя картина "Сны Иосифа" вошла в альманах "Петербург. Только по любви".

Конечно же, много времени Литвинова проводит со своей дочкой Ульяной, которая, как и мать, выросла настоящей красоткой, и в этом году блистала на балу дебютанток Tatler в Москве.

Рената Литвинова – обо всем на свете

Рената Литвинова – обо всем на свете. Фото: renatalitvinovaofficial.com 

- Любовь - это свобода. Если любишь, отпускай. Когда тебя контролируют, изолируют, ревнуют, запрещают заниматься, чем ты хочешь, осуждают тебя за твою деятельность, это не любовь. Любовь никогда не может быть краткосрочной, годы и годы она держит нас. Она не может сопровождаться обидами, потому что это абсолютно жертвенное чувство. Как приговор. Вот тебя приговорили, и ты всегда будешь все прощать любимому человеку. 

- Земфира – мой друг, соратник, гений, в конце концов.

- Не делайте ничего, чтобы произвести впечатление на мужчину. Никогда. Вообще. Принципиально. Если мужчина не присоединился, значит, он не должен был присоединиться. 

- Подруги? У меня нет времени на дружбу. Слишком много дел, и слишком остро мое чувство вины перед людьми, которых я люблю и с кем хочу быть рядом чаще.

- Мечтаю о часах без стрелок, чтобы, когда я в них заглядывала, они сообщали человеческим голосом, сколько мне осталось жить.

- Я не претендую на то, чтобы быть сильной, но какая-то живучесть во мне определенно есть. Все равно встаешь и идешь дальше.

- Деньги нужно тратить. Такое у меня к ним отношение. Поэтому все заработанное я решила потратить на свое кино. И еще деньги нужно уважать, они — чья-то кровь. Мне кажется, каждому человеку отведен свой мешок денег, и если ты, надрываясь, стараешься заработать больше, они либо пропадут бездарно, либо в более важном отнимется. Ну и еще надо делиться. Так что с годами на вопрос накоплений я смотрю как на игру. Интуиция подсказывает, что бояться бедности мне лично не надо. 

- Твоя красота - это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь. ... Красивые люди никогда не бывают надменны, они всегда приветливы и теплы, им не жалко улыбнуться, сказать доброе слово, сделать всегдашнее усилие говорить доброжелательным тоном. Красота, достигнув своего пика, всегда стремится к саморазрушению. Пики красоты длятся у кого-то минуту в жизни, у кого-то год, а кто-то всю жизнь на пике красоты. 

- Из алкоголя предпочитаю ледяное шампанское в жару и бокал вина вечером. Никогда не брошу выпивать хорошее вино - это такое удовольствие в моей трудоголической жизни. Хотя водку не пью - она отшибает память, а пить надо осознанно, не забываясь. 

- Люблю духи с историей. Безошибочные - это "Шанель №5" или моя любимая "Красная Москва". Но я все время экспериментирую, мне нравятся насыщенные ароматы, натуральные, Помимо "Красной Москвы" мне нравятся духи "Мицуко". Мне все время нравятся духи, которые снимают с производства: тяжелые, старые запахи.

Люблю духи с историей. Безошибочные - это "Шанель №5" или моя любимая "Красная Москва". Фото: renatalitvinovaofficial.com 

- Чтобы выглядеть стильно, купите маленькое черное платье. Потом - черный пиджак и водолазка-лапша. Цвета - конечно же, мой любимый черный, мышиный серый, белый. Когда женщина одевается аляповато, она как будто бы прячется за платье. А оно должно быть рамкой, оттеняющей ее лицо и фигуру.

- Когда нет денег, самый элегантный и экономный наряд – черная обтягивающая юбка и черная водолазка (только нельзя сильно толстеть!). И еще – высокая шпилька. Плюс чистые волосы, белая кожа, блестящий глаз. И обязательно нужно радоваться, иначе вас накажут ваши "смотрители" свыше – они не любят неудовлетворенных. А старую одежду постирайте и отдайте бедным (хотя мы все небогаты) – это тоже принесет вам дополнительную радость, что вы такая хорошая. 

- Я думаю, нужно покупать только туфли, сумочки, перчатки, шляпы, а одежду только иногда, самую лучшую, а так - ее нужно шить у хороших портних.

- Нуждаюсь в одиночестве. Но оно для меня труднодостижимо. Только по ночам, когда все улягутся, я могу побыть одна, сама по себе.

- Я опасаюсь людей, которые хотят казаться хорошими и добропорядочными. Такие все правильные. Вот от них самое большое зло и исходит. А люди, которые сразу тебе показывают, что они с характером, - от них сплошные сюрпризы со знаком плюс".

- Мне бы хотелось еще снять несколько хороших фильмов, а потом я бы пошла писать. Жила бы тихой жизнью. Сейчас я тоже пишу, но все ерунду какую-то, а чтобы писать по-настоящему, нужно уйти от всех остальных дел, отойти от суеты, предать себя некоей аскезе. 

- Человек должен страдать! Я падения обожаю — в них больше силы, чем во взлетах. Меня бодрят трудности. Я заметила по всей своей жизни, что кризисы для меня – самое любимое время. У меня это скорее отчаяние. И я люблю погрузиться в него. Оно так питательно. 

- Смерть представляется мне реальной дамой, которая живет среди нас. Она совсем не страшная, наоборот — улыбчивая. Поэтому, когда придет время уходить, я попрощаюсь с близкими и, закрыв глаза, приготовлюсь к чудесному сну. Знаю его начало: это будет заснеженный перрон и первой, кого я увижу у старого купейного вагона поезда, будет наряженная и надушенная Фаина, моя бабушка.

- Когда-то я ошибочно боялась нищей смерти в коридоре больницы, когда на тебя не хватает места даже в палате, — я ведь много работала в больницах и домах престарелых и насмотрелась на старушек, которые, никому не нужные, смотрят в потолок и ждут... Теперь это кажется мне неважным и нестрашным: какая разница, где это произойдет, больница - не самое ужасное место.

Ритана Литвинова.Фото: Жданов Анатолий

ДОСЬЕ "КП"

Рената Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Родители расстались, когда Ренате был год. Во время учебы на сценарном факультете ВГИКа, Сергей Соловьев предложил Валерию Рубинчику снять фильм по ее сценарию "Нелюбовь" (1991).

Автор 12 сценариев, в том числе к "Стране глухих" Валерия Тодоровского (1997). С 1993 года сотрудничает с Кирой Муратовой: ("Увлеченья", 1994, "Три истории, 1997). Славу и Государственную премию ей принесла роль медсестры в фильме "Граница. Таежный роман" Александра Митты (2000).

Первый брак продлился всего год, во втором – с бизнесменом Леонидом Добровским – в 2001 году родилась дочь Ульяна, а в 2007 году они развелись.

Еще одна ипостась Литвиновой – режиссер, в том числе концертных фильмов для Земфиры.

Самые личные ее киновысказывания – "Богиня: как я полюбила" (2004) и "Последняя сказка Риты" (2012). Сыграла три роли в МХТ им. Чехова, одна из них – Ромэйн в детективе Агаты Кристи "Свидетель обвинения".