Опубликованы записи переговоров диспетчера с пилотом упавшего Ту-154

Экипаж самолета перестал выходить на связь через минуту после взлета из аэропорта Сочи.

Вытащенный из воды фрагмент Ту-154 достигает пяти метров в длину и пяти в ширину. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В Интернет попала запись переговоров диспетчеров аэропорта Сочи с пропавшим самолетом Ту-154, а также с вертолетами, которые отправились на поиски лайнера. Как следует из аудио, связь с бортом Минобороны РФ исчезла через минуту после взлета. Диспетчеры на протяжении нескольких минут безуспешно вызывали борт 85572. 

До этого момента переговоры проходили штатно. Диспетчер сообщил данные о погоде и другие условия вылета, дал командиру судна разрешение на взлет. Спустя несколько минут после пропажи Ту-154 с радаров, диспетчеры просили пилотов заходящих на посадку рейсов следить за водной поверхностью.

По тревоге был поднят в воздух вертолет Ми-8 для поисков обломков на поверхности Черного моря. По словам диспетчера, последняя отметка Ту-154 на радаре была в четырех километрах от побережья.

Пилоты вертолета сначала приняли за обломки самолета за ржавую трубу, плавающую в Черном море. К поискам присоединился пограничный катер. Позднее пилот сообщил об ошибке и нашел большое масляное пятно, рядом плавал мусор и спасательный жилет.

Спустя несколько минут к работе присоединились еще два вертолета, которые сообщили, что видят авиационные колеса, а мусор приняли за вещи пассажиров.

Переговоры диспетчера с Ту-154, а позднее с вертолетами, отправившимися на поиски пропавшего борта.

00:00 00:00

Диспетчер: 85572, полоса 24, ветер 20 градусов, 5 метров в секунду, взлет разрешаю.

Д.: Траектория 2,8

Д. … можете позвать 85572, на встречном.

Диспетчеры вызывают пропавший борт в течение нескольких минут. В ответ тишина.

Диспетчер обращается, по всей видимости, к заходящему на посадку гражданскому лайнеру:

Д.:…, вы по бортовому не наблюдаете борт нигде?.. Понял.

Д:… Сейчас будете производить заход на посадку, проявляйте осмотрительность и по возможности посмотрите, нет ли вокруг обломков.

Д.:…3, вы когда на заходе были, так ничего и не увидели, да?

На связь выходит пилот вертолета Ми-8:

Ми-8: Готов к запуску по сигналу "Тревога"

Д:.25650, запуск разрешаю

Д. (обращается к пилоту заходящего на посадку лайнера): Просьба по выходу из облачности, просмотреть водную поверхность и доложить.

П.: Транзит Россия. Багаж заканчивают грузить, документы бы нам.

Д.: Прошу прощения, у нас внеплановое АСК, поэтому придется немножко подождать. Хорошо?

П.: Вчера тоже было внеплановое? … ждали документы.

П.: Вчера не знаю.

П.: Это, наверное, фирменное – документы ждать.

Д.: У нас реально все на АСК находятся, послать некого, документы на руках у парней!

П.: Как расшифровывается АСК?

Д.: Аварийно-спасательная команда.

П.: Серьезно…

Аварийный вертолет поднимают, далее переговоры с ним.

Д.: 650, Сочи старт

Ми-8: Взлет курсом 240.

Д.: Следуйте курсом взлета, удаление 2-4 километра.

Ми-8:Понял

Д.: 25650, вы будете взлетать на какой высоте?

Ми-8:200-300 метров

Д.:Я вас поняла. Ничего не наблюдаете, немного правее, удаление 4-5 километров

Ми-8:Пока ничего не наблюдаю

Д.:25650, удаление …Он ближе был.

Ми-8:Понял, выполняю разворот.

Д.:25650, примерно на удалении от 2 до 10 километров

Ми-8:От аэропорта, да?

Д.:650, да от аэропорта

Д.:25650, Азимут 210, удаление 4 километра

Д.:Сейчас будет вылетать борт, находитесь там, где сейчас находитесь

Ми-8:Понял, выполняю левый

Д.:25650, на Азимуте 210, удаление 4 километра начинайте осмотр

Д.:25650, Сочи старт, что наблюдаете?

Ми-8:Корабль наблюдаю

Д.: Пройдите сейчас вправо курсом 150 до рубежа 8-10 километров, потому что метка последний раз была видна на азимуте 210 на удалении 4 километра

Пилот садящегося: Пересекаю посадочный, ничего не наблюдаю, чистое море

Д.: Вас поняла... 25650, выполните разворот, уходите влево

Д.: Магнитный 218, уходите туда

Ми-8: Пока ничего не наблюдаю.

Д.: Примерно на курсе 330-340.

Ми-8: Занимаю 340

Д.: Выполняйте правый разворот

Ми-8: Выполняю правый, море чистое, кроме корабля не наблюдаю ничего

Д.: Продолжайте осмотр.

Ми-8: Вижу масляное пятно длинное, возможно наш след

Пилот вертолета в сумерках ошибочно разглядел пятно и принял плавающую трубу за части Ту-154.

Д.: Вас поняла

Ми-8: Над пятном нахожусь, но сложно сказать оно-не оно

Ми-8:Наблюдаю в воде пятно, похоже на самолет. Делаю вираж левый

Д.:650, вас поняла. В этом районе, где сейчас находитесь?

Ми-8:Нет, сейчас возьму курс обратный. Оно видно, когда идешь со стороны моря.

Ми-8:Пятно на курсе

Д.:Вас поняла, подходите к пятну

Ми-8:Делаю вираж. Похоже на крыло или на бревно, не понятно. Делаю вираж по курсу взлета.

Д.:25650 вас поняла, выполняйте вираж.

Ми-8:Надо корабль подогнать. Оно просматривается, но вокруг ничего не наблюдаю

Ми-8:Есть связь с пограничным катером, который рядом находится?

Д.:Вас поняла, передали уже

Ми-8:25650, сложно сказать, но мне кажется лежит самолет на дне, но идет рассвет и птиц много над этим местом, сложно сказать. На корабль передали?

Д.:Да, передали

Ми-8:Пятен нету, мусора нету. Наши действия какие?

Ми-8:Выполняйте пока полет над пятном, чтобы катер мог подъехать в этот район

Ми-8:Наблюдаю предмет – большая труба, но считаю, что обознались. Выполняю виражи.

Д.:25650, по возможности, наблюдайте, передавайте, если будет точная информация

Ми-8:25650, предмет определил – большая длинная ржавая труба.

Д.:Он плавает или на дне лежит?

Ми-8:Сложно сказать. Цвет ржавый место не меняет

Ми-8:Корабль подходит к трубе, сделаю виражик, чтобы он видел куда

Д.:Вы на какой высоте?

Ми-8:100 метров, над трубой висел 30 метров, считаю, что труба - ошибочно. В сумерках ошибочно приняли за самолет трубу.

Д.:Увеличивайте высоту и занимайте азимут 218.

Пилот вертолета продолжает поиски. Его действия координирует диспетчер. Голоса спокойные, паники нет, все действия выполняются четко.

Ми-8:Море чистое, пока ничего не наблюдаю

Д.:АРП говорит, ваше руководство предлагает увеличить высоту до 500-600 метров, чтобы увеличить радиус обзора. Оцените возможность, может, подниметесь.

Ми-8:Понял

Д.:Набирайте 300 метров, выполняйте правый вираж и к удалению 8-10 километров

Ми-8:25650, большое сильно масляное пятно, выполняю вираж

Д.:В данный момент над ним?

Ми-8:Да, над ним нахожусь, большое масляное пятно.

Ми-8:Вижу большое масляное пятно, больше ничего не наблюдаю

Д.:К вам подъезжает катер?

Ми-8:Пока не вижу. Мусор вокруг масляного пятна, и кажется один жилет желтый, пытаюсь зайти

Д.:Вас поняла

Д.:Масляное пятно на удалении 4 километра – ошибочно? Там никакого пятна не было, да?

Ми-8: Масляные пятна были, район берега. Наблюдаю, конечно. Вокруг пятна наблюдаю мусор.

Д.:А желтый жилет наблюдаете?

Ми-8:Нет

Д.:Приняла, не наблюдаете...26650, какая на данный момент высота?

Ми-8:50 метров.

Д.:Приняла.

Д.:Сколько еще можете работать?

Ми-8:1,5 часа

Д.:Поняла

Ми-8:Нахожусь, возможно, над масляным пятном... Сочи старт, 25650. Кроме масляного пятна какие-то предметы.

Д.:25650, поняла

Д.:Россия 5501 для информации на 11 часов вертолет, удаление 30 километр по курсу полосы 06 производятся поисково-спасательные работы. На высоте сейчас 50 метров - вам не помешает.

Ми-8:25650, Пытаюсь увидеть какие-нибудь вещи.

Д.:Подскажите высоту.

Ми-8:От 50 до 100

Д.:Вас поняла. На 121,5 вызывают

Ми-8:Перейду на частоту... У меня вторая станция, второй пилот перейдет.

Д.:25650, поняла, смещайтесь к взлетному курсу 24, на полосу 02 заходит борт, удаление 40 км

Ми-8:Понял

Д.:На высоте 50 метров по возможности оставайтесь над этой точкой, на вас будут катер наводить. Выше не подниматься и вправо не смещаться. С вами спасательное судно не может связь установить. Его позывной "Вельбот-252". На аварийной частоте вас вызывает. Если связь установить не можете, действуйте визуально.

Ми-8:Понял

Ми-8:25650, катер наблюдаю, жду, когда подойдет... Корабль и катер прибыли на место, наши действия?

Д.:Ждите

Ми-8:Пока выполняю вираж вокруг предполагаемого пятна

Д.:Топливо на сколько у вас в часах?

Ми-8:На час 30

Д.:Поняла

Ми-8:Расход топлива небольшой в связи с малым режимом и малыми скоростями

Д.:Принято. Поступила команда - 50 минут вам еще работать. Поиск расширить, может, подняться выше и докладывать об изменениях

Ми-8:Понял, до пятна больше 300 метров и небольшая облачность мешает вести поиск

Д.:25650, работа до 300 метров 50 минут, изменения докладывать

Ми-8:Понял

Д.:Поступила команда спасательного центра - вернуться к концу полосы и от торца по этой схеме пройти галсами по схеме выхода. Пятно рассасывается, может, что-то новое увидите

Ми-8:В район прибыл, начинаю поиск

Д.:Поняла

Д.:25650, аварийная частота включена на прослушку? Суда просят связаться.

Ми-8:Включена

Д.:Попробуйте их вызвать

Ми-8:Понял, проверит второй пилот

Д.:25650, два борта собираются заходить на 02. Сообщите на каком удалении собираетесь выполнять разворот, вправо или влево?

Ми-8:Собираюсь на удалении 20 км вправо выполнить

Д.:25650, слева от вас на 10 часов борт боинг на удалении 20 км заходит на полосу 02

Ми-8:Принял

Д.:25650, на восток не смещайтесь для интервала с самолетом.. С кораблем на связи на 121, 5?

Д.: .. восьмерка работает, 25650 сейчас ушел, с конца Сочи от береговой черты находится на удалении 15 км, в районе масляного пятна работают 2 морских судна с курсом 240, на удалении 15 км было обнаружено пятно от торца. По моим данным 100 метров у него высота, будет уменьшать, выходить на взлетно-посадочный.

Еще один вертолет подняли для поиска и спасания - К-32, на девять часов от вас. На триста метров следует, вы работаете - на 150. Для интервала с ним.

В небо поднимается второй вертолет К-32.

К-32:(32807, Сочи старт на связи) На высоте 300 метров

Д.:32807, наблюдаю вас, ниже не спускаться, работает еще один вертолет Ми-8 на сто метров в этой же зоне

Ми-8:25650, запишите координаты - 432801 северный 394809 восточный. В этот квадрат следуйте, там что-то нашли, вы там необходимы для производства работ. Самолеты гражданские — зону освободили

К-32:32807 старт. Что нам дальше делать?

Д.: Ожидайте, сейчас согласую... 32807, команда такая - от азимута 218 от нашей контрольной точки аэродрома от удаления 4 км до 20 км пройти галсами на высоте 300 метров и посмотреть.

Д.:32807, сейчас по локатору вас не наблюдаю, все изменения и новости докладывайте. Вы ответчиком оборудованы?

К-32:Конечно

Д.: Установите сквок 2423. 807, вы Ми-8 и 650 наблюдаете?

К-32:Сейчас наблюдаю

Д.:Принято. 32807 пока не снижайтесь, ждать. 650 на 100 метров работы вам. Выше не подниматься

К-32:Понял

Д.:32807, на 200 метров снижайтесь, Ми-8 вас видит.

К-32:Понял

Д.:650, ваш остаток в час?

Ми-8:Еще могу час работать

Д.:поняла

Ми-8:Прибыл в предполагаемое место поиска, вижу кучу мусора, плавающее колесо

Д.:Поняла, 25650, колесо самолета или просто покрышка?

Ми-8:Похоже на колесо самолета, 5 катеров наблюдаю.

Д.:Поняла вас, новости сообщать. К-32 видите визуально?

Ми-8:Да, погода хорошая.

Ми-8:(25650) То, что вижу, очень похоже на место крушения.

Д.:Я вас поняла, 650.

К-32:(32807) вещи плавают, какие-то матрасы

Ми-8:(25650) Наблюдаю два колеса, внутри покрашены серым цветом

Д.:Они находятся на поверхности?

Ми-8:Так точно, плавают на поверхности... Подтверждаю два колеса авиационных, мусор похож на вещи пассажиров.

Д.:25650, вас поняла

К-32:(32807) У заключительного корабля плавают оранжевые плоты и белая обшивка, возможно, нет. Местами то ли игрушки, то ли вещи. Пройду вдоль берега, может, там, чего увижу

Ми-8:25650, на высоте 20 метров подтверждаю, вижу кучу чемоданов, вещи, также колеса самолета. Очень похоже на место падения. Людей не наблюдаю.

Д.:25650, конец работ. Возвращайтесь на аэропорт. 32807, работа до 100 метров

К-32:(32807), вижу обшивки самолета, пусть подплыву суда и посмотрят. Координаты - 432825 северный 0394827,7 восточный. Перемещаются вещи, первоначально были другие координаты.

Д.:43698, все работы по поиску и спасания осуществляются через Центр СПАС. Вам следовать на аэродром.

Самолет Минобороны Ту-154 потерпел крушение утром 25 декабря через несколько минут после вылета из Сочи. На борту находились 92 человека: участники ансамбля песни и пляски имени Александрова, журналисты, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка. Они должны были лететь в Алеппо, чтобы поздравить с новогодними праздниками российских военных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Последние слова пилотов Ту-154: "Закрылки, с*ка! Командир, падаем!" 

Вечером 27 декабря удалось поднять на поверхность "черные ящики" рухнувшего в Черном море Ту-154. СМИ уже опубликовали первые данные с речевого самописца. Разговор экипажа прерывается резким криком: "Закрылки, с*ка!", после чего кто-то кричит: "Командир, падаем!". Подробнее