Ни один ныне живущий режиссер не удостаивался стольких почестей. Его признавали и самым влиятельным человеком своего поколения (2005, журнал Life), и самым влиятельным человеком в киноиндустрии (2006, журнал Premiere), и просто - величайшим режиссером всех времен (2005, журнал Empire). Он еще и самый богатый: его состояние оценивается в 3,7 миллиарда долларов. Его фильмами восхищались и миллионы зрителей, и классики вроде Ингмара Бергмана и Стэнли Кубрика. Он снял больше блокбастеров, чем любой другой ныне живущий режиссер.
Первый фильм снял в 16 лет
Стивен Спилберг родился в Цинциннати в еврейской семье. "И моя прабабушка, и мой прадедушка родом из Украины", - говорил он весной этого года в интервью кинообозревателю "КП" Стасу Тыркину.
Родители не позволяли маленькому Спилбергу часто смотреть телевизор, а когда он был подростком, строго следили, чтобы он не ходил в кино только на детские фильмы (на более "жестокие" и "взрослые" он сбегал тайком). Кино он полюбил отчаянно. Отец подарил ему восьмимиллиметровую камеру - и Спилберг с 12 лет снимал кино (первый его фильм был о железнодорожной катастрофе, в нем были задействованы вагоны из игрушечного состава). В 16 лет он уже снял полнометражный 135-минутный фильм "Небесные огни" - об ученых, которые видят в небе странное свечение, а потом выясняют, что в округе пропадают люди и животные. Оказалось, что это пришельцы подбирают экспонаты для зоопарка на своей планете. Фильм стоил 500 долларов. На премьеру пришел 501 человек, каждый заплатил по доллару - вот так картина Спилберга впервые принесла прибыль.
"Мне казалось, что я хожу по яйцам!"
Потом он поступил в колледж - но только ради того, чтобы его не призвали на войну во Вьетнаме. А в свободное время работал в кафетерии, на вырученные деньги покупал пленку и с помощью маленькой арендованной камеры снимал экспериментальные короткометражки.
Раздобыв пропуск на студию Universal, он шлялся по ней, изучая кинопроцесс - и в конце концов уговорил одного продюсера посмотреть его фильмы. В результате с ним подписали контракт (а ему не исполнилось еще и 21 года!) и поручили снимать пилот сериала "Ночная галерея" со стареющей голливудской звездой Джоан Кроуфорд в главной роли. "Я был так перепуган, что этот период в моей памяти - белое пятно, - признавался он позже. - Я не понимал, что рассказываю историю. Был просто список сцен, который мне давали и которые я в течение дня должен был снять. Только много лет спустя я увидел эту серию по телевизору и понял, о чем в ней шла речь. Я был осторожен, как будто ходил по яйцам, стараясь какое-нибудь не раздавить!"
Спилберг долго работал для ТВ, потом сделал полнометражный телефильм "Дуэль" о водителе легковушки, которого начинает преследовать огромный загадочный грузовик. Фильм произвел сенсацию, и для Спилберга был открыт путь в большое кино.
Жена из "Индианы Джонса"
Жизнь Спилберга вне съемочной площадки многим покажется скучной - ни приключений, ни скандалов и всего лишь один развод. В 1976 году на пробах к "Близким контактам..." он встретил актрису Эми Ирвинг, на роль ее не взял, но четыре года с ней сожительствовал. Потом они разбежались, а через пять лет сбежались, поженились и произвели на свет сына Макса Сэмьюэла. Брак длился недолго, а развод обошелся Спилбергу дорого: он выплатил бывшей жене 100 миллионов долларов. Вскоре у него начался роман с другой актрисой - Кейт Кэпшоу, с которой он встретился на съемках второго "Индианы Джонса". Они женаты уже больше 25 лет. У них родилось четверо детей плюс они воспитывали двоих от прошлых браков и одного приемного, усыновленного Кэпшоу еще до брака со Спилбергом.
5 лучших картин
"Челюсти" (1975)
Блокбастер про акулу, которая с аппетитом ест людей. "Челюсти" стали самым кассовым фильмом в истории кино всего за 79 дней.
"Искатели потерянного ковчега" (1981)
От сценария отказывались все голливудские студии, в конце концов неохотно согласилась Paramount. В 2008-м "Искатели..." займут второе место в списке 500 лучших фильмов всех времен по версии журнала Empire.
"Парк Юрского периода" (1993)
"Я просто хотел сделать хороший сиквел "Челюстей", только на земле", - шутил Спилберг. Одинокую акулу заменило множество динозавров, многие были нарисованы на компьютере (что в начале 90-х еще казалось чудом). Стоит ли говорить, что "Парк Юрского периода" снова стал одним из чемпионов по кассе?
"Список Шиндлера" (1993)
Самый важный для Спилбега фильм - история о промышленнике и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, во время войны спасшем от гибели сотни польских евреев. Трехчасовая черно-белая картина получила семь "Оскаров", один из них был присужден Спилбергу за режиссуру.
"Спасти рядового Райана" (1998)
Второй "Оскар" Спилберг получил за историю об отряде американских солдат, разыскивающих во Франции рядового Райана, чтобы вернуть его домой к матери (все его братья погибли). Лучше всего сейчас помнят сцену высадки американцев на берег Нормандии: сказочник Спилберг неожиданно для всех снял эпическое кровавое побоище.