Чем прославилась адвокатская контора Atkins Thomson, которая будет защищать Порошенко

Британские адвокаты президента Украины требуют, чтобы СМИ не печатали "пленки Онищенко".

Петр Порошенко. Фото: Михаил Маркив

На прошлой неделе в очередной раз ребром встал вопрос: где заканчивается свобода слова и начинается сила права? Дискуссию вызвало письмо известной британской адвокатской фирмы Atkins Thomson к Максиму Такеру - корреспонденту не менее известной The Times. Юристы пригрозили подать иск против СМИ, если в них появится обещанный экс-депутатом Александром Онищенко компромат против Петра Порошенко. К чести Максима Такера, он написал в Твиттере, что намерен продолжить работу над статьей и опубликовать ее, если посчитает доказательства реальными. Адвокатская контора, прославившаяся защитой интересов VIP-персон, взяла под свое крыло и нашего президента, а по версии АП - и всю Украину. Первым действием юристов стала попытка обуздать журналистов.

"Антижурналистская лихорадка" трясла Англию и Украину

Адвокат Марк Томпсон будет стараться не допустить появления статей в прессе.

В Atkins Thomson не стали скрывать, что рассылали журналистам письма. Опосредствованная угроза судебным преследованием прозвучала даже в адрес "Украинской правды". В письме говорится, что компания намерена предъявлять иски к любому изданию в Европе и мире за любую перепечатку "ложных обвинений" Онищенко. Напомним, речь идет о записях, которые Онищенко делал на диктофон, вмонтированный в часы. Экс-депутат утверждает, что имеет на Порошенко обширный компромат. В том числе располагает фактами подкупов депутатов за деньги МВФ.

Фирма Atkins Thomson получила известность благодаря своим процессам против изданий, любящих покопаться в личной жизни звезд и политических интригах. В 2011 году Марк Томсон - один из соучредителей компании -активно поддерживал создание госоргана, который контролировал бы и наказывал журналистов за излишнее вмешательство в частные дела. Тогда адвокат принимал участие в так называемом "расследовании Левесона" (от имени судьи, ведущего дело) о незаконных прослушках, организованных газетой News of the World. В 2012 году Томсону удалось отсудить у издания крупную сумму в интересах актера Хью Гранта, также попавшегося на "жучок".

Интересно, что в 2012-м "антижурналистская лихорадка" внезапно затрясла и Украину. С подачи чиновников скромного города Жашкова Коституционный суд принял решение, которое жестко защитило приватную информацию о публичных людях, чиновниках и членах их семей. Речь шла не только об анкетных данных, но и об имущественном состоянии. Инициатива, как и в Англии, встретила сопротивление СМИ и правозащитников.

Помогли Трампу, помогут и нам?

Закон, ставящий прессу в жесткие рамки, в Англии не приняли, но Atkins Thomson стала для журналистов чем-то вроде пугала. И не только для журналистов. Сейчас адвокаты фирмы судятся с продюсерами Майкла Джексона, стремясь отсудить 200 тысяч долларов за услуги, который оказывали певцу в 2007-2009 годах. Из политических VIPов их клиентом был Дональд Трамп, когда его пытались засудить за исламофобские высказывания. По настоянию адвокатов процесс даже не начали - судья отклонил иск британского мусульманина Кямрана Малика.

В Администрации Петра Порошенко официально подтвердили, что Atkins Thomson защищает "интересы Украины в дискредитационной кампании против руководства Украины, которую развязал нардеп-беглец Александр Онищенко и которая стала элементом информационной войны России". Таким образом, наша держава оказалась первой из бывших стран СНГ, с которой согласилась работать столь солидная и очень дорогая британская фирма. И хоть Онищенко еще ничего опасного не слил в прессу, за исключением записей разговоров Олеся Довгого, британцы начали действовать. Значит, контракт уже в силе.

- Письма рассылаются, чтобы подавить скандал. Есть пленки или нет, а осадок останется, - говорит политолог Вадим Карасев. - Спецслужбы могут годами держать под сукном документы, которые им передают в каких-то целях. А если сведения попадут в медиа, то скандал разразится сразу же. За рубежом очень серьезно относятся к таким публикациям, даже если компромат оказывается фейком. Поэтому адвокаты действуют на упреждение.

Пользователи соцсетей обсуждают, что требования британцев произвели обратный эффект. Если раньше к "пленкам Онищенко" относились с долей иронии, то теперь интерес здорово подогрет.

Беглый депутат Александр Онищенко грозится опубликовать много личных записей переговоров с высокопоставленными чиновниками.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Сможет ли Atkins Thomson воспрепятствовать публикациям

Александр ДЯЧЕНКО, начальник юротдела Украинской ассоциации издателей периодической прессы:

- Письмо в СМИ о том, можно или нет что-то публиковать - это цензура. А цензура в Украине запрещена. И в Британии, думаю, тоже. Газета еще ничего не напечатала, а ее уже ставят в рамки. Это не делает чести ни фирме, ни клиенту. Другое дело, чего добиваются СМИ, публикуя какой-то компромат. Если они обладают фактами в интересах общества, то имеют право подавать шокирующую информацию и даже делать предположения. Главное -  не выходить за рамки журналистской этики.

Что касается защиты приватной информации, то, по мнению медиа-юриста, таковая и компромат имеют отличия. Правда, каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

- Если публичного человека что-то неприглядно характеризует, но эти черты или поступки не могут повлиять на жизнь государства и общества, то это скорее приватная информация. Если действия политика или чиновника оказывают влияние, то они должны стать предметом внимания.

Клим БРАТКОВСКИЙ, адвокат:

- Подобные письма - обычная международная практика. Это не угроза, а скорее, предупреждение: если раскроете порочащие честь и достоинство данные, будет судебный иск. В украинском Гражданском кодексе даже есть статья, которая дает право суду запрещать публикацию порочащей информации или изымать тираж издания, если она уже опубликована.

Другое дело, отмечает эксперт, что в солидных изданиях работают юристы и оценивают риски. Поэтому адвокатские предупреждения в 90% случаев не являются препятствием для публикаций.

- Что же касается публичных личностей, то в этом случае прецедентным и для Украины, и для Британии является решение Европейского суда по правам человека о том, что их частная жизнь  может быть нарушена в интересах общества.