Как выглядит украинец глазами поляка

О радикалах, выкрикивавших перед Украинским народным домом "Смерть украинцам".

В 700-тысячном Вроцлаве официально проживает 70 тысяч украинцев, еще столько же живут нелегалами.

Андрей Гаценко 

То, что произошло в субботу в Перемышле, когда группа польских радикалов выкрикивала лозунги, типа, "смерть украинцам" и "Львов - всегда польский", шокировало многих по эту сторону границы. Как же так? И это наш стратегический союзник в ЕС? Лучше ли там отношение к украинцам, чем в России? Приблизительно такие вопросы задавали сегодня утром коллеги.

Буквально неделю назад я вернулся из командировки в Польшу и, хотя, как говорится, не стоит путать туризм и эмиграцию, попробую описать свои наблюдения и то, что я слышал от украинских "заробитчан".

 На бытовом уровне какой-либо неприязни я не ощутил и о ней не слышал. Разве что пограничники в городах, куда летают лоу-кост перевозчики из Украины, проверяют наших сограждан с удвоенной или даже утроенной тщательностью. Меня, например, около часа продержали на паспортном контроле с трехлетней шенгенской визой, приглашением в пресс-тур от польской стороны, удостоверением журналиста и прочими атрибутами для быстрого пересечения границы. Не знаю, была ли это "итальянская забастовка" "стражей граничных", но факт имеет место быть.

Теперь давайте представим себе портрет простого украинца, которого видит среднестатистический поляк. В подавляющем большинстве случаев, это наш "заробитчанин", который приехал работать на какой-то неквалифицированной работе за 2 евро в час. По словам рекрутеров, в высокоинтеллектуальных сферах – инженерия и Ай-Ти работает не более 2% от общего числа украинцев. То есть, если 98% украинцев там – это обычные работяги, то вы понимаете, какой портет рисуется в головах поляков относительно всех украинцев.

Свою лепту вносят и наши передачи, которые транслирует польское телевиденье. Наши соотечественники говорят, что очень популярны передачи типа "Від селянки до панянки" и сериал "Наші пані у Варшаві".

- Если бы я судил об украинцах по этим телепродуктам, то думал бы, что все мужики в нашей стране пьют и бьют своих жен, а те в свою очередь вынуждены из-за этого уезжать на заработки в Польшу, - рассказал мне один наш соотечественник, который больше года живет в Польше. – Ну и с учетом, что поляки видят у себя исключительно наших заробитчан, это иногда становится этаким штампом.

Хотя на бытовом уровне он не может вспомнить случая, когда бы к нему негативно относились только потому, что он украинец.

Первое время у многих существует языковая проблема. И хотя часто там на заводах работают даже люди с высшим образованием, некоторые из них не могут быстро выучить польский. В этом случае человек может стать козлом отпущения за какие-то провинности своих польских коллег. Ответить-то на обвинения он не может. В остальном, все как у и нас. На простых работяг "офисный планктон" смотрит свысока, независимо от того, какой он национальности.

Ну и отдельно стоит разобраться с ультраправыми и их целевой группой. Их идеи строятся на том, что нужно гордиться тем, что ты поляк. Не важно, какая у тебя работа, чего ты достиг в жизни и т.п. Естественно, что такие идеи может поддержать лишь узкая маргинальная прослойка общества. Чаще всего, это небогатые люди, которые видят в украинцах тех, кто приехал отнимать у поляков рабочие места. И хотя на предприятиях не могут найти работников и доплачивают тем, кто помог найти работника, сакраментальное "Понаехали!" будет читаться в глазах ультраправых, которые и ходили маршем в Перемышле. Они вспоминают про то, что Львов был польским, не могут простить события на Волыни, ну а Бандера и Шухевич для них вообще, как красная тряпка для быка.

Такие же ультраправые есть и у нас. Только объекты ненависти у них иные. И объединяет в этой ситуации Польшу и Украину то, что политики ни там, ни здесь, не пытаются что-то с этим сделать, пустив ситуацию на самотек.