17-летний Володя подал в суд на собственную мать

- Если мама любит меня, я ее прощу, - говорит Володя.

Аналогов этому судебному процессу в Украине не было. Как правило, инициаторами лишения родительских прав выступают социальные службы, а не сами дети. Но ситуация студента столичного техникума МАУП Володи Нестеренко (фамилия изменена по этическим соображениям) не совсем обычная. Дело в том, что его мать не преступница и не алкоголичка. Она кандидат биологических наук, преподаватель одного из самых известных столичных вузов…

Ребенок - это не только праздник

Высокий, щуплый, со стильной прической Володя производит впечатление вполне благополучного юноши.

- Сколько себя помню, со мной были только бабушка и дедушка, - рассказывает он. - Да, мама жила тут же, рядом, в одной квартире, но ее интересовали только мужчины и карьера.

Родители парня развелись, когда ему исполнилось два года. Сейчас бабушка Володи Инна Викторовна с грустью вспоминает, что этот брак разрушили не быт или отсутствие денег. Виной всему стал невероятный эгоизм дочери.

- Я любила Викторию как сумасшедшая, - со слезами на глазах оправдывается женщина. - Всегда покупала ей самое лучшее. Защищала перед другими даже тогда, когда она была не права. Только теперь, когда мы с ней стали абсолютно чужими, я поняла: нельзя так баловать своих детей!

А Вика всегда и во всем хотела быть первой. Даже рождение сына стало для нее очередным способом самоутвердиться. Вот, смотрите: я смогла! Будучи беременной, она мечтала о том, с какой завистью начнут на нее смотреть прохожие, когда она гордо провезет мимо коляску с младенцем. Но ребенок - это ведь не только праздник.

- Оказалось, есть еще бессонные ночи, грязные пеленки. Вскоре дочка решила перепоручить уход за внуком мне и мужу, - продолжает Инна Викторовна. - Мы и не сопротивлялись. Нянчились с мальчиком, как с родным сыном.

А Вика засиживалась допоздна с друзьями, приходила домой подшофе. Однажды ночью она так загремела на кухне посудой, что от шума малыш проснулся и заплакал. В сердцах Инна Викторовна выругала дочь. И в ответ услышала:

- Немедленно разменяйте квартиру и заберите ребенка! Дайте мне пожить!

Молодая женщина попросту потеряла интерес к своему малышу, который превратился для нее в обузу.

- Как настоящая кукушка, она готова была спихнуть ответственность за мальчика на кого угодно, - вздыхает пожилая женщина.

Бабушка Володи считает, что виной всему стал невероятный эгоизм ее дочери.

«Мы бы умерли от голода»

Но до размена дело не дошло. Сначала Вика поступила в аспирантуру. А потом снова выскочила замуж и переехала к супругу.

- Этот брак продержался год, и мама вернулась, - вспоминает Володя. - Только мной она по-прежнему не интересовалась. Все искала себе кавалера…

Повезло нашей героине только с четвертым супругом. Богатый и уважаемый профессор, старше почти на 20 лет, был готов сделать для нее что угодно.

Пять лет назад Виктория окончательно разорвала отношения с родственниками, поскольку больше в них не нуждалась.

- За мою учебу в техникуме платит папа, - признается Вова. - После смерти деда у нас с бабушкой возникли большие материальные проблемы. Плюс ко всему мы ухаживали за умирающей прабабушкой. Нам приходилось очень тяжело. А матери никогда не было рядом!

Впрочем, после звонка сына Вика иногда находила минутку, чтобы с ним встретиться. Как правило, в кафе или в исключительных случаях на кухне ее квартиры. В комнату Володю мать не приглашала: там отдыхал супруг, которого не разрешалось тревожить. Денег никогда не предлагала. А если парень просил, отвечала, что у нее их нет.

В конце концов родственники решились на крайние меры и обратились в суд, который обязал женщину платить алименты. Ежемесячно 700 гривен.

- Поймите, у нас просто не оставалось другого выхода, - плачет Инна Викторовна. - Иначе мы бы умерли от голода. У меня очень маленькая пенсия, и Володе надо было учиться, а не работать.

Но и Виктория не собиралась сдаваться. Она наняла адвоката и обжаловала судебное решение в более высокой инстанции.

- Несколько раз дочь высылала нам по 500 гривен, - объясняет Инна Викторовна. - Причем в конверте с уведомлением об алиментах мы находили записки с таким содержанием: «Сынок, отвечай на телефонные звонки» или «Очень жаль, что ты поменял номер мобильного». И это при том, что внук уже шесть лет не менял номера телефона и всегда готов был с ней встретиться. Увы, она сама не проявляла ни малейшей инициативы.

«Если она любит меня, я ее прощу»

Когда выяснилось, что странные записки требовались только для того, чтобы суд принял сторону Виктории (писать их посоветовал адвокат), Володя окончательно разочаровался в матери и решил, что должен лишить ее родительских прав.

- Лучше пускай она будет для меня чужим человеком! - грустно говорит юноша. - Так проще смириться с тем, что я ей не нужен…

Сейчас опекунский совет готовит необходимые документы. Уже через пару месяцев парень отправится на первое заседание суда. Тем не менее он все еще надеется на примирение с близким человеком.

- Если мама позвонит и скажет, что любит меня, я ее прощу, - говорит он. - Но, боюсь, она сделает это исключительно для того, чтобы я забрал заявление. Понимаете, я ей уже не верю…

Крушение иллюзий

Мы созвонились с героиней нашей статьи. То, что ее родная мать и сын решили вынести семейные дрязги на суд общественности, Викторию шокировало.

- Все, что они говорят обо мне, неправда! - сказала она. - Я никогда не отказывалась от своего ребенка! Моя мать сама не подпускала меня к нему, еще и настроила против. Поверьте, если бы ей не было выгодно слупить деньги, она бы с вами просто не общалась!

- Раз уж дело дошло до суда, почему бы вам не встретиться с сыном и не попросить прощения, чтобы он забрал иск?

- А куда я пойду? В квартиру, от которой у меня забрали ключи и куда пять лет не пускают? У меня имеются все доказательства того, что я хорошая мать. Суд не лишит меня родительских прав.

- Как вы объясните свои записки к уведомлению об алиментах? Ваш сын говорит, что вы сочинили их по указанию адвоката…

 На несколько секунд женщина замолкает. Потом шепчет:

- Не знаю. Я вообще не хочу ничего комментировать, - и положила трубку.

Фото автора 

КОММЕНТАРИЙ ПРАВОЗАЩИТНИКА 

Эдуард БАГИРОВ, председатель Международной лиги защиты прав граждан Украины: «Наши дети знают свои права»

- Этот случай очень показательный для Украины, поскольку подтверждает: наши дети знают свои права и готовы защищать их в суде.

Отмечу, что согласно Семейному кодексу мать с отцом должны опекать ребенка до 18 лет. Если суд лишит Викторию родительских прав, юноша будет иметь полное право требовать от нее компенсации материальных затрат и морального ущерба за отсутствие родительской любви и внимания. 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХИАТРА 

Анатолий ЧУПРИКОВ, заслуженный психиатр Украины, доктор медицинских наук: «Мальчик пошел на поводу у бабушки»

- Главное в этой истории - затянувшийся на много лет конфликт между дочерью и матерью. Причины того, что происходит сегодня, нужно искать в прошлом.

Думаю, обратившись в суд, мальчик пошел на поводу у бабушки. Это она стремится свести счеты с дочерью, а не юноша. И, конечно, грубые разборки не пройдут бесследно для парня. Впоследствии горький опыт может сильно сказаться на его собственных семейных отношениях.  

Уважаемые читатели, а что вы думаете об этой истории? Звоните нам сегодня с 12 до 13 часов по телефону (044) 205-43-66.