Работники Павлоградского историко-краеведческого музея в областном архиве "раскопали" списки с фамилиями более 40 своих земляков, которые в годы Второй мировой были причастны к расстрелам партизан, писали доносы на коммунистов и даже участвовали в казнях подпольщиков.
- Прошло 73 года с момента освобождения города от нацистских оккупантов. Мы всегда чтим память тех, кто приложил силы для освобождения города, воевал в партизанских подпольных отрядах, - рассказала "КП" в Украине" директор музея Татьяна Ведмидь. - Но мы мало говорили о павлоградских предателях, которые сделали многое, чтобы освобождение нашего города своевременно не произошло. Некоторые из этих людей имели возможность набросить петлю на шеи партизан, которые были повешены на Соборной площади.
Музейщики решили: такая правда тоже необходима. Однако "восстали" некоторые члены городского исполкома, мол, зачем выносить на всеобщее обозрение имена упомянутых в списках людей. Ведь есть же у них потомки: дети, внуки, репутация которых может оказаться подмоченной "благодаря" предкам.
- Мы для начала сверим и проверим все факты, это очень кропотливая работа, - поясняет Татьяна Ивановна. - Найденная информация будет обработана и в последующем представлена в музее. Но это не будет список с фамилиями, просто будет указано, что и такая деятельность была на территории нашего города и района. Более того, эти данные не имеют грифа "секретно", а большинство фамилий опубликованы ранее в разных материалах. Ни для кого это не секрет.
Директор музея отмечает: найденные документы о предателях - нечто вроде характеристики из органов местного самоуправления тех времен. И все понимают: что кто-то не по своей воле был вынужден сотрудничать с оккупантами, ну а кто-то умышленно предавал своих земляков.
Почему эти списки не попали в КГБ сразу же после войны - сказать сложно. Днепропетровский историк Максим Кавун говорит о том, что, возможно, до них тогда просто не дошли руки. К тому же документы оккупационного периода Днепропетровщины были рассекречены лишь в 90-е годы.
- Следует также учесть, что после войны в том же Павлограде осталась треть населения, - поясняет историк. - Конечно, КГБ вычислял всех коллаборационистов, но до некоторых все же не добрался.