Какая школа подойдет вашему ребенку

Гимназия? Лицей? Или та, что ближе к дому? 

Когда отдаешь свое чадо первый раз в первый класс, всегда страшновато. В садике дите все-таки всегда под присмотром, а в школе - уже самостоятельное. И если школа плоховата, дите такого может наворотить! А расхлебывать школьные проблемы даже у первоклашки непросто.

Конечно, все предугадать невозможно. Но каждая школа имеет стиль и традиции. Если учителя бросают класс на входе в столовку и дети там шкодят и кидаются хлебом - у вашего чада с классом наверняка будет то же самое. С помощью психолога киевской школы №67, кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии университета «Украина» Ольги КУПРЕЕВОЙ мы попытались сделать «шпаргалку для родителей» - на что, выбирая школу, обратить внимание в первую очередь, на что - во вторую, а чем можно и пренебречь. 

Шаг первый - дорога в школу 

Пройдите  с ребенком  весь путь  до школы. 

 Посмотрите, есть ли  фонари вокруг школы  и работают ли они. 

 Оцените состояние  школьного стадиона.

Если вы не готовы водить и встречать чадо до третьего класса, то по пути не должно быть нерегулируемых переходов через проезжую часть, узких тропок через гаражи и других опасных участков. 

Поздней осенью и зимой первая смена идет на уроки в темноте, а вторая - в темноте возвращается. 

Там дети не только будут заниматься физрой, но и бегать во время переменок осенью и весной. Сломанные брусья и ямы на дорожках могут быть просто опасны. 

Шаг второй - заходим в здание 

 Понаблюдайте  за работой охраны. 

 Зайдите в столовую,  причем и в перемену,  и во время урока. 

 Загляните  в туалеты. 

 Посмотрите  на актовый  зал. 

Если на входе - злобная вахтерша, которая шпыняет первоклашек, но боится дылд-пэтэушников, это не значит, что в школе плохо учат. Но однозначно говорит об отношении школы к детям. 

Моют ли дети руки перед завтраком (для этого должны быть раковины перед входом). Следят ли учителя за порядком, чтобы дети едой не кидались. Насколько хорошо убирается столовая между переменами. Ну и на качество еды неплохо бы взглянуть. 

В туалете должны быть раковины (с кранами, из которых течет вода), в кабинках - двери и туалетная бумага. Киевские школы в последние годы получают достаточно денег на ремонт. Так что безобразный туалет - признак не плохого финансирования, а наплевательского отношения школы к детям. 

Бархатные стулья, наборный паркет и роскошные шторы на окнах - признак того, что в школе часто и помногу собирают деньги «на ремонт». Недостатком это не назовешь, но прикиньте свои возможности. 

Шаг третий - оцениваем перспективы 

 Изучите расписание уроков. 

 Посчитайте число  медалистов в выпусках  за прошлые годы. 

 Узнайте результаты  школы на предметных  олимпиадах. 

Иностранный язык в начальной школе имеет смысл, только если он больше 2-3 уроков в неделю. Такое есть во многих столичных гимназиях, например в №117, 153, 315 и в школах с лицейскими классами.

А вот риторика, танцы, художественная культура в первом классе могут утомить вашего ребенка, он будет не успевать по основным предметам. Информатика в начальной школе не нужна в принципе - это показуха. 

Меньше 3 медалистов в выпуске - признак низкого уровня преподавания. Больше 10-15 (в зависимости от числа выпускников) - скорее всего, школа «тянет» только способных учеников, махнув рукой на остальных.

Самый верный признак уровня обучения. Стабильно по 5-6 призеров областных олимпиад каждый год - значит, школа учит хорошо. В Киеве таким результатом могут похвастать гимназии №48, 153, 191 и ОШ №318. Если у школы нет призовых мест несколько лет подряд - что-то там неладно. 

Шаг четвертый - идем к учителю 

 Собеседование  при поступлении. 

 Разговариваем  с учительницей. 

 Подслушиваем  под дверью. 

После собеседования вам должны объяснить сильные и слабые стороны ребенка и посоветовать, какую программу обучения выбрать. Если в школе идет отбор по итогам собеседования и вашего ребенка не взяли - лучше не пихайте его туда, хотя и имеете право. Учиться ему будет неуютно. Если ребенка на собеседовании осмотрит школьный медик - это большой плюс заведению. 

Сначала посмотрите, как она общается с ребенком, потом - с вами. Если вам нравится - все в порядке. Если нет - ищите другой вариант, не уговаривайте себя: «Моему шалопаю нужен строгий подход». Учитель должен быть примерно тех же взглядов на воспитание, что и вы. 

Да-да! У хорошего учителя в начале урока - две-три минуты суеты, потом - относительная тишина, прерываемая бурным обсуждением какой-нибудь проблемы (ненадолго!). Если весь урок тишина мертвая или, наоборот, непрекращающийся шум - учитель с классом не в ладах. 

КСТАТИ

Ездить каждый день в школу на автобусе - тяжелейшее испытание для первоклашки. Никакая самая замечательная школа этого не стоит. 

СОВЕТ «КП» 

Если при разговоре с учительницей вы друг другу понравились, ребенок от нее в восторге, а она от него - выбросьте и эти, и все другие рекомендации в корзину и немедленно записывайтесь в ее класс. Талантливый учитель - такая редкость, что это перекрывает любые недостатки школы. 

Подготовили Анна ДЕКТЯРЕВА и Саманта БОПАН.

Школы Киева, в которых углубленно изучается английский язык:

1. Гимназия № 59

2. Гимназия № 290

3. ОШ № 274

4. ОШ № 21

5. ОШ № 329 «Логос» им. Г. Гонгадзе

6. Лингвистическая гимназия

7. ОШ № 277

8. ОШ №183 с углубленным изучением английского языка

9. ОШ № 244 с углубленным изучением английского языка

10. ОШ №211 с углубленным изучением английского языка

11. Гимназия «Премьер»

12. Гимназия № 287

13. ОШ № 196

14. ОШ № 200

15. ОШ № 254

16. ОШ № 317

17. ОШ № 64

18. ОШ №159

19. ОШ №173

20. ОШ №7 им. М. Рыльского

По данным главного управления образования и науки г. Киева