Гимназия? Лицей? Или та, что ближе к дому?
Когда отдаешь свое чадо первый раз в первый класс, всегда страшновато. В садике дите все-таки всегда под присмотром, а в школе - уже самостоятельное. И если школа плоховата, дите такого может наворотить! А расхлебывать школьные проблемы даже у первоклашки непросто.
Конечно, все предугадать невозможно. Но каждая школа имеет стиль и традиции. Если учителя бросают класс на входе в столовку и дети там шкодят и кидаются хлебом - у вашего чада с классом наверняка будет то же самое. С помощью психолога киевской школы №67, кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии университета «Украина» Ольги КУПРЕЕВОЙ мы попытались сделать «шпаргалку для родителей» - на что, выбирая школу, обратить внимание в первую очередь, на что - во вторую, а чем можно и пренебречь.
Шаг первый - дорога в школу
Пройдите с ребенком весь путь до школы.
Посмотрите, есть ли фонари вокруг школы и работают ли они.
Оцените состояние школьного стадиона.
Если вы не готовы водить и встречать чадо до третьего класса, то по пути не должно быть нерегулируемых переходов через проезжую часть, узких тропок через гаражи и других опасных участков.
Поздней осенью и зимой первая смена идет на уроки в темноте, а вторая - в темноте возвращается.
Там дети не только будут заниматься физрой, но и бегать во время переменок осенью и весной. Сломанные брусья и ямы на дорожках могут быть просто опасны.
Шаг второй - заходим в здание
Понаблюдайте за работой охраны.
Зайдите в столовую, причем и в перемену, и во время урока.
Загляните в туалеты.
Посмотрите на актовый зал.
Если на входе - злобная вахтерша, которая шпыняет первоклашек, но боится дылд-пэтэушников, это не значит, что в школе плохо учат. Но однозначно говорит об отношении школы к детям.
Моют ли дети руки перед завтраком (для этого должны быть раковины перед входом). Следят ли учителя за порядком, чтобы дети едой не кидались. Насколько хорошо убирается столовая между переменами. Ну и на качество еды неплохо бы взглянуть.
В туалете должны быть раковины (с кранами, из которых течет вода), в кабинках - двери и туалетная бумага. Киевские школы в последние годы получают достаточно денег на ремонт. Так что безобразный туалет - признак не плохого финансирования, а наплевательского отношения школы к детям.
Бархатные стулья, наборный паркет и роскошные шторы на окнах - признак того, что в школе часто и помногу собирают деньги «на ремонт». Недостатком это не назовешь, но прикиньте свои возможности.
Шаг третий - оцениваем перспективы
Изучите расписание уроков.
Посчитайте число медалистов в выпусках за прошлые годы.
Узнайте результаты школы на предметных олимпиадах.
Иностранный язык в начальной школе имеет смысл, только если он больше 2-3 уроков в неделю. Такое есть во многих столичных гимназиях, например в №117, 153, 315 и в школах с лицейскими классами.
А вот риторика, танцы, художественная культура в первом классе могут утомить вашего ребенка, он будет не успевать по основным предметам. Информатика в начальной школе не нужна в принципе - это показуха.
Меньше 3 медалистов в выпуске - признак низкого уровня преподавания. Больше 10-15 (в зависимости от числа выпускников) - скорее всего, школа «тянет» только способных учеников, махнув рукой на остальных.
Самый верный признак уровня обучения. Стабильно по 5-6 призеров областных олимпиад каждый год - значит, школа учит хорошо. В Киеве таким результатом могут похвастать гимназии №48, 153, 191 и ОШ №318. Если у школы нет призовых мест несколько лет подряд - что-то там неладно.
Шаг четвертый - идем к учителю
Собеседование при поступлении.
Разговариваем с учительницей.
Подслушиваем под дверью.
После собеседования вам должны объяснить сильные и слабые стороны ребенка и посоветовать, какую программу обучения выбрать. Если в школе идет отбор по итогам собеседования и вашего ребенка не взяли - лучше не пихайте его туда, хотя и имеете право. Учиться ему будет неуютно. Если ребенка на собеседовании осмотрит школьный медик - это большой плюс заведению.
Сначала посмотрите, как она общается с ребенком, потом - с вами. Если вам нравится - все в порядке. Если нет - ищите другой вариант, не уговаривайте себя: «Моему шалопаю нужен строгий подход». Учитель должен быть примерно тех же взглядов на воспитание, что и вы.
Да-да! У хорошего учителя в начале урока - две-три минуты суеты, потом - относительная тишина, прерываемая бурным обсуждением какой-нибудь проблемы (ненадолго!). Если весь урок тишина мертвая или, наоборот, непрекращающийся шум - учитель с классом не в ладах.
КСТАТИ
Ездить каждый день в школу на автобусе - тяжелейшее испытание для первоклашки. Никакая самая замечательная школа этого не стоит.
СОВЕТ «КП»
Если при разговоре с учительницей вы друг другу понравились, ребенок от нее в восторге, а она от него - выбросьте и эти, и все другие рекомендации в корзину и немедленно записывайтесь в ее класс. Талантливый учитель - такая редкость, что это перекрывает любые недостатки школы.
Подготовили Анна ДЕКТЯРЕВА и Саманта БОПАН.
Школы Киева, в которых углубленно изучается английский язык:
1. Гимназия № 59
2. Гимназия № 290
3. ОШ № 274
4. ОШ № 21
5. ОШ № 329 «Логос» им. Г. Гонгадзе
6. Лингвистическая гимназия
7. ОШ № 277
8. ОШ №183 с углубленным изучением английского языка
9. ОШ № 244 с углубленным изучением английского языка
10. ОШ №211 с углубленным изучением английского языка
11. Гимназия «Премьер»
12. Гимназия № 287
13. ОШ № 196
14. ОШ № 200
15. ОШ № 254
16. ОШ № 317
17. ОШ № 64
18. ОШ №159
19. ОШ №173
20. ОШ №7 им. М. Рыльского
По данным главного управления образования и науки г. Киева