Пройти пекло и видеть сны

"КП в Украине" посмотрела в кинотеатре украинскую историческую драму "Живая".

На съемочной площадке фильма «Живая». Режиссер Тарас Химич и с исполнительницей роли Анны актрисой Ольгой Комановской. Фото: агентство «Дель Арте»

Фильм украинского режиссера Тараса Химича идет в отечественном прокате уже почти неделю. И несмотря на то, что "Живую" для проката взяли всего лишь 10 кинотеатров из 150, идет успешно, притягивая к себе, как все талантливое, без сумасшедшей рекламы.  

Сценарий фильма "Живая" основан на реальной судьбе связной Украинской Повстанческой Армии Анны Попович. В начале 50-х молодая красивая женщина вместе с остатками повстанцев скрывается в Карпатах,  откуда их нещадно выкуривают НКВДисты, чтобы после забить шомполами в застенках. А тех, кто не сдается, забрасывают в бункерах гранатами. Люди в растерянности: назад пути нет, но и впереди пустота. Вот и оставалось хорониться в крыивках и ждать момента, когда предстоит дать последний бой чести.

Это была совсем не женская история, но Анне так свезло. И в этих страшных условиях она познала и большую любовь, и предательство, и узнала каково это в момент полного отчаяния получить помощь от злейшего врага, причем так, чтобы это ни в коей мере не выглядело как предательство. Анна прошла пекло, при этом не сошла с ума, не сломалась, потому что верила и любила. А еще видела сны и чувствовала Бога.

"Живая" - это от начала и до конца очень сильная женская история. В ней нет ни политики, ни пропаганды, а лишь судьба человека в тисках жестоких обстоятельств. И это очень нужное украинцам кино в нынешних реалиях.

Кадр из фильма "Живая". 

Тарас Химич уверен, что ни один сценарист на смог бы придумать такую жизнь, как у Анны Попович. И чудо уже в том, что съемочная группа обнаружила эту пожилую женщину-инвалида в глухом селе в Золочевском районе и она рассказала им историю, которую полностью до этого не рассказывала никому. Это она посоветовала режиссеру снимать не документальный фильм, как он планировал, а игровой. Она же утвердила актрису на свою роль и благословила всех на творческий подвиг. 

- В самом начале знакомства пани Анна говорила мне: "Моя история станет известна на весь мир". А я все думал, почему она так говорит, - признается режиссер. - Очень сложная история, я побаивался, удастся ли нам ее рассказать, как следует и передать ее чувства максимально. И мы это сделали, настолько, насколько мы могли нашей маленькой командой это сделать.

Кадр из фильма "Живая". 

Фильм  "Живая" в истории нового украинского кино - прецедент. Во-первых, фильм снят без помощи государства, так уж сложились обстоятельства, что съемочная группа перестала надеяться на помощь и пошла своим непростым путем. Фильм снимали три года и сняли вопреки всему.

Во-вторых, авторы приняли решение продвигать картину в прокат своими силами, настолько велика была их вера в качество продукта. Фильм "Живая" - действительно достойный. Впервые за последние несколько лет просмотров отечественных киноработ, ну, наверное, не считая документальной полнометражки Остапа Костюка "Живая Ватра", я не вздрагивала в зрительском кресле от несовершенств сюжета, актерских наигранностей и мелких технических неловкостей.  Вот просто вжалась в кресло на первом кадре, да так и просидела, неотрывно глядя на экран и каждым нервом своим проживая судьбу главной героини.  

А еще я любовалась крупными планами, ну, до чего же красивые в фильме главные герои. И поверить в то, что для всех актеров участие в съемках полнометражного фильма стало дебютом, трудно.  А ведь исполнители всех основных ролей – актеры Ивано-Франковского драматического театра, -  шагнули на съемочную площадку с подмостков. Но, парадокс, на экране не читается их страх перед камерой, они абсолютно естественны.  

Думаю, что это результат огромной веры актеров в режиссера Тараса Химича и его историю. Увы, Анна Попович не дожила до премьеры, как ребята не торопились. Ушла за несколько месяцев до своего 90-летия. Но зритель увидит на экране реальную Анну, - на несколько секунд она появляется в кадре – пожилая женщина со светлыми глазами, видящими Бога. Ради этого она встала с инвалидного кресла и вышла во двор, а когда камера погасла, зашла в дом, чтобы уже не выходить из него никогда.

- Мы все изменились после этого фильма, - признается Тарас Химич. – Она всех нас изменила.

А еще добавляет, что за пять лет, пока делал "Живую", он пережил все и поэтому не хочет больше снимать фильмов о войне. По крайне мере о Второй мировой.