53-летний Тилль Линдеманн, солист группы Rammstein, презентовал свою книгу стихов "В тихой ночи", а заодно пообщался с нашим корреспондентом.
"Портной подгоняет костюм под фигуру, а я - слова под музыку"
- Я прочитала несколько стихотворений и подумала, что вас в школе ужасно раздражали классические авторы: Шиллер, Гете, Гейне...
- Знакомить детей с литературой - это непросто. Особенно если заставлять. Тот же самый "Фауст" Гете в 5 - 6-х классах тяжеловат для восприятия. Я не любил чтение, пока отец не дал мне "Старик и море" Хемингуэя. И я был так увлечен этой книгой!
Другой способ знакомить детей с литературой - через музыку. Народные песни, например, та же дорога к поэзии. В детстве, кстати, у меня дома звучал Высоцкий. Я не понимал смысла его песен, но родители говорили, что он глубокий. Хотя голос мне не очень нравился поначалу, я начал его воспринимать.
- В детстве вы кому-то свои стихи показывали? Девочкам?
- В молодости я много не писал - может, пару экспериментов. Все изменилось, когда начал заниматься текстами для нашей группы. Представьте, что на одну мелодию вы пишете около 7 - 8 четверостиший. Для песни их необходимо сжать до 4 куплетов. Остаются строчки, которые мне жалко терять. Вот из этих "отходов" я собираю новый стих.
- Стихи приходят к вам сами или вы их "планируете", как, например, было у Маяковского, когда ему что-то заказывали?
- Голова работает так, что вдруг открывается некий шлагбаум и оттуда начинают поступать новые идеи и мысли. Но, чтобы он открылся, нужно что-то сделать. Нельзя взять и вытряхнуть из рукава текст стиха. В песнях все иначе. Могу сказать себе - в 10 утра я встану к станку и начну работать. Тут речь идет о ремесле - как портной подгоняет костюм по фигуре, так и я подгоняю под музыку слова.
- А вдохновение когда посещает?
- Когда угодно. В том же магазине неожиданно встретишь красивую женщину. И задаешь вопрос: что бы случилось, если бы я сказал, что она мне нравится?! Возможно, она дала бы мне номер телефона. Или пощечину. Любой исход - дерьмо! Если ничего не произойдет - это свинство. А если познакомишься, то она может стать твоей женой. И это хуже всего!
"Нужно быть провокатором, чтобы тебя услышали"
- Читала интервью с одним из участников Rammstein, который сказал, что после прочтения ваших текстов им кажется, что у вас - раздвоение личности...
- Надо сказать, что мы - среднестатистический нормальный коллектив. Но и в музыке, и в литературе, и в кино уже сказано столько всего, что сложно найти то, что затронуло бы публику. Поэтому надо подумать о том, как сделать, чтобы тебя слушали. Если вы целый день будете петь "бла-бла, я люблю тебя", то это, может, кто-то и будет слушать, если музыка хорошая. Но это скучно. Но если вы берете гитару и поете в грубой форме: "Я хочу совокупляться", то люди вздрагивают и задаются вопросом: "Что он говорит?" Нужно быть провокатором, чтобы тебя услышали.
- Мне кажется или вы игнорируете тему любви? В книге я этого слова не нашла!
- О любви тут очень много. А что касается слова "любовь", оставим его исполнителям попсовых шлягеров. Считаю, что юмор в текстах важнее. И двусмысленности. Думаю, это с гэдээровских времен, когда о многом не говорили, старались использовать аллегории.
ЛИРИКА
ВЕСНА
Солнце не хочет больше стыдиться
Клонится назад уже зима
Возвращается домой в свое ложе мглистое
Закрывает с громкой зевотою глаза
Горизонт - басовая струна
Март ее колеблет, тронув взмахом
Песнь поет голая птаха
И горько плачет капелью она
К МОРЮ
Моряк, оставь женщин -
женщинам место дома
Моряк одиночеством грешен
Свободою поцелован
Любовь моя - океаны
Я плавать хочу в каждом море
И если могу покорить все я страны
Почему остановиться, скажите, я должен?