Псковских Бонни и Клайда надо было спасать через соцсети

15-летние влюбленные перед смертью 1,5 часа вели трансляцию в интернете, но взрослые их так и не услышали.

Катя и Денис до последнего момента не знали, как им выпутаться из этой истории, и просили совета в Сети. Фото: Соцсети

- В дом мы входили с зачехленными стволами. Был приказ: не применять оружия, даже в случае если по нам откроют огонь, - рассказал один из собровцев, штурмовавших дом в поселке Струги Красные под Псковом, где прятались двое 15-летних влюбленных.

Был расчет, что у Кати и Дениса только ружье и они смогут сделать лишь два выстрела, потом надо перезаряжать.

Поднять перископ

Подростки сбежали из дома, когда Катя сильно поссорилась с мамой. Три дня прятались в дачном домике родителей девочки. Их нашли, и началась осада дома. В течение пяти часов Катю и Дениса пытались выкурить полицейские, а они, найдя в сейфе отчима два охотничьих ружья и пистолет, отстреливались.

Все это время ребята сидели в соцсетях, обновляли свои статусы, переписывались с друзьями, полтора часа (!) вели видеотрансляцию всего происходящего в Periscope. Для тех, кто не в курсе, объясним: Periscope - это приложение на телефоне, позволяет все, что попадает в объектив мобильника, транслировать прямо в интернет. Очень популярно у молодежи. Не слыхали про такое? Вот и полицейские не догадывались.

- Оцепившие здание люди не знали о видеообращениях подростков, - признался источник, близкий к следствию. - А как вы себе представляете полицейского или спецназовца на задании? Вооруженного мобильным телефоном и ищущего в соцсетях участников событий? Ни одна наша инструкция работу с соцсетями не подразумевает.

Это стоп-кадр с видео, которое снимала Катя. Денис зарядил ружье и готовится стрелять. Фото: instagram.com

Ни одного переговорщика

Зато у штурмовиков был мегафон.

- Хватит дурака валять! Не делай глупостей, - надрывался командир отряда. Все население Стругов Красных от этих криков по домам попряталось... Подростки тоже не выходили.

- Сначала мы были уверены: в здании несколько человек, среди них дети, и кто-то неизвестный удерживает заложника, - продолжает участник штурма. - Позже решили: это Денис удерживает Катю. Требовали выпустить ее из дома.

"Я не в заложниках. Это мой осознанный выбор", - тут же написала девушка на своей страничке в соцсетях. Она думала, об этом сразу узнает весь мир.

Но полицейские соцсетей не читают, вы же помните. Нет инструкций. Поэтому мегафон продолжал гаркать на всю улицу.

Посты ребят в соцсетях и их трансляцию замечали только одноклассники и друзья.

- Мы читали это все на большой перемене, когда пошли в школьную столовую, - говорит одноклассница Дениса. - Но нам показалось, что ребята прикалываются.

Увидела эти посты и классная руководительница Кати, которая была у нее в друзьях.

- У нас с Катей были доверительные отношения. Я пыталась ей дозвониться, - говорит Жанна Ушкачева. - Но она не взяла трубку. Если бы я туда поехала, мы бы зашли в дом, взяли бы их за руки и вывели.

В правоохранительных органах подчеркнули: к ним никаких сигналов от подростков или педагогов не поступало. Никто не сообщил в органы о том, что происходило в параллельном мире соцсетей.

Не сообщили, возможно, еще и потому, что думали: на месте же работают специалисты, профессиональные переговорщики... Хороший психолог всегда найдет аргумент в пользу того, чтобы человеку жить. Особенно если ему всего 15 лет.

- Вы насмотрелись американских фильмов, - сказал нам в ответ на это собровец. - Во всем регионе ни одно силовое ведомство не имеет такой штатной единицы. Лет 10 назад у нас был человек с подвешенным языком, его посылали в случае чего. Но и он не был психологом.

Приятели подростков рассказали, что Катя была взбалмошной и часто ссорилась с родителями. Фото: Соцсети

Параллельные миры

- Так сдаваться или нет? Не игнорируйте нас! - говорит ближе к концу в трансляции Денис. Оба подростка выглядят загнанными. Им просто страшно. Ждут, что кто-то подскажет, что же делать. Поможет. Выведет. Но их так и не услышали.

- Денис, давай выходи, - снова хрипел громкоговоритель, а несколько человек уже готовы были ворваться в дом. - Все устали уже. Спокойно сам выходи, только беды не натвори.

На этот раз ответа не последовало, никто не вышел. Начался штурм.

- Еще дым от светошумовых гранат не рассеялся, а из окна второго этажа кричали: "Скорую", - рассказывает сотрудник органов. - Подростки были мертвы до того, как в дом вошли силовики.

На это указывают и предварительные данные экспертизы.

- У подростков огнестрельные ранения в области подбородка, полученные в результате выстрела с близкого расстояния из гладкоствольного охотничьего ружья, - отметили в Следственном комитете по Псковской области, и для тех, кто подозревал, что подростков убили во время штурма, добавили: - Такого оружия у сотрудников СОБРа, входивших в дом, не было.

ОФИЦИАЛЬНО

- Цена этого происшествия - две жизни. Никакие слова не могут компенсировать боль утраты, - заявил губернатор Андрей Турчак. - Также важно отметить, что ребята состояли в "группах смерти" в соцсетях. Но взрослые были равнодушны. Участие детей в "группах смерти" "Черный дельфин", "Белые киты" и прочее - это звоночки, на которые нужно обращать внимание.

По предложению губернатора теперь в школах Псковской области учителей просят мониторить соцсети всех учеников седьмых - девятых классов, которые входят в группу риска, в надежде пре­дупредить новые трагедии. Тех педагогов, которые с интернетом не на ты, будут учить этому. 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА 

Румия КАЛИНИНА, семейный психотерапевт: Жизнь стала дешевле лайков

- Как и в любой трагедии, здесь сошлись несколько факторов... Сетевая мораль, которая установилась в интернете, где самая большая ценность - лайки. Причем способ их получения становится не важным. Даже ценой жизни, которая обесценивается из-за большого количества насилия и смерти в СМИ. Ведь если о чем-то много говорят, это становится "нормальным", и нет больше барьера, страха. Плюс проблема отцов и детей.  Но спасти ситуацию могут именно родители (не государство и не школы). Делать это можно по-разному: разговоры, совместные дела. Главное - не форма, а содержание: внимание к жизни ребенка, к его интересам. Не оценивать с высоты взрослого опыта: "все это глупости и ерунда", а попробовать понять свое чадо.