Танки грязи не боятся

Харьковчане ищут военную технику по всей Украине.Диагноз - «поисковик».Немецкая «Пантера», четыре советских танка Т-34, немецкий Т-3... На счету харьковского военно-патриотического клуба «Ориентир» несколько единиц тяжелой техники и сотни перезахороненных бойцов, воевавших по обе стороны баррикад.

Харьковчане ищут военную технику по всей Украине.

Диагноз - «поисковик»

Немецкая «Пантера», четыре советских танка Т-34, немецкий Т-3... На счету харьковского военно-патриотического клуба «Ориентир» несколько единиц тяжелой техники и сотни перезахороненных бойцов, воевавших по обе стороны баррикад. За семь лет своего увлечения поиском техники военной поры в прошлом спецназовец, а сегодня – бизнесмен Владимир Косенко убедился, что прибыли это занятие не приносит. Кто пришел в поисковики ради денег, остался ни с чем. Один выезд на разведку обходится, по самому минимуму, в сто долларов. Владимир проверил около шести сотен «подозрительных» участков, набрался опыта пустых поездок и нашел два танка. Статистика – дело упрямое, но доверяют ей не все.

- Многие занялись поиском танков, чтобы заработать миллионы. В Купянске парень продал двухкомнатную квартиру, и все деньги вбухал в поиск, результат - нулевой... «Ориентир» за 12 лет проверил более семь тысяч мест по всей Украине, а нашел всего шесть танков. Из них целыми были всего два, - рассказывает Владимир. - Почему я занимаюсь поиском? Это скорее диагноз...

Самую значительную свою находку, немецкий танк Т-5, знаменитую «Пантеру», ориентировцы нашли в селе Шпола Черкасской области. Вытягивали из болота железного зверя солидные люди с таким же «диагнозом», как у Косенко. Бывшие военные, сотрудники милиции и спецслужб, бизнесмены и даже председатель Нацбанка России в Санкт-Петербурге (на раскопки банкир прибыл на двух «Галенвагенах» и с охраной).

Опрос, предварительная разведка, выезд с полной амуницией, который к тому же может ничего не дать. Выйти на след танка невероятно трудно. Данных, где и когда были затоплены и потеряны машины, сохранилось мало. За «Пантерой» выезжали дважды – один раз прошли практически рядом, вернулись в Харьков ни с чем. Со временем удалось пробить немецкие архивы, подтвердилось, что искали не зря. Через два года, в 2005-м, Владимир с друзьями подняли танк со дна трясины.

 Прибыли никакой, адреналина море!

 Военные археологи изобрели технологию по освобождению танка из цепких объятий ила. Делать ничего не оставалось: 20-тонный кран не справился с подъемом машины, которая, по словам Косенко, размером с железнодорожный вагон и весом 45 тонн.

- Мы вытащили «Пантеру» вдвоем с другом при помощи домкрата, снятого с этого же танка. В нем все продумано до безобразия, немцы – отличные инженеры. Забивали крюк, титановым штырем делали расщелины, заливали из чайника воду, шли обедать, пока там все прокисало, - вспоминает Владимир.

Чтобы придать нормальный вид находившемуся 60 лет в болоте «хищнику», понадобились дополнительные траты. По словам Владимира, за восстановление трех броневых листов немецкого танка в харьковском КБ им. Морозова запросили такую сумму, что потемнело в глазах. На заводе под Житомиром  такая же услуга обошлась намного дешевле - $12 тыс.

Всего на подъем и реставрацию танка было потрачено 75 тысяч долларов. «Пантера», купленная впоследствии польским коллекционером, не окупила расходы.

На операции «Пантера» Владимир Косенко лишился кончика указательного  пальца. Гусеница танка разложилась на его руке. «Я там был целиком. Голову успел убрать, а руку нет». Еще один момент из подъема немецкой машины  запомнился на всю жизнь. Во время раскопок друг Владимира ударил по капсуле снаряда, он тут же зашипел. В яме было шесть человек, в том числе и российский банкир, но что могло произойти, поняли двое. Оба замерли с лопатами в руках, инстинктивно закрыв глаза. Секунд через десять, когда стало понятно, что взрыва не будет, Владимир открыл глаза. Товарищ выпрямился и глухим голосом произнес: «Я - за водкой».

 Шанс установить личность - минимальный

 Харьковская область – раздолье для любителей легкой наживы. Особенно в окрестностях Изюма и Змиева. Считается, что там  больше всего отголосков ВОВ. Отношение к военным археологам сегодня неоднозначное: на негативный имидж поработали черные копатели. Кто понимает, что тяжелую технику добыть невероятно сложно, переключается на все остальное, связанное с войной.

Есть в Харькове горе-коммерсанты, которые, получив разрешения от немецких фондов, ведут избирательный поиск. Раскопали общую могилу трактором, выбрали все немецкое, останки советских воинов остались лежать на земле. С таким варварством «Ориентир» столкнулся пять лет назад в Изюмском районе. Но о подобных ситуациях Косенко пишут со всей Украины.

Война не закончена, пока не найден последний солдат. Владимир Косенко колесит по области с камерой и диктофоном. Все находки протоколирует.

Если обнаруживаются останки бойцов с опознавательными знаками - медальонами, записками в гильзах, их имена вывешиваются на сайте. Правда, шанс установить личность человека - минимальный. Из сотен перезахороненных военно-патриотической организацией бойцов опознать удалось меньше десяти. Последнее перезахоронение прошло осенью прошлого года. Тогда погребли 45 советских солдат, погибших в Змиевском районе.

 Был случай

 Настоящий шок испытали археологи, когда во время одной из экспедиций обнаружили останки санинструктора.

- Семь лет назад в районе Безлюдовки нашли санинструктора в противогазе, - рассказал Владимир. - Когда его сняли, увидели хорошо сохранившееся лицо голубоглазой девушки. Студент истфака, который нашел останки, заикался после этого три недели… А в районе Волчанска нашли в торфянике сержанта-летчика с пистолетом ТТ. Лицо такое, будто человек умер недавно. Брови, губы, глаза сохранились полностью. А погиб он 60 лет назад.

Подробности

 Отличить советского воина от немецкого – не самое сложное в работе поисковика: по военным позициям, наградам, вещам... Сложнее найти родных человека (если обнаружена какая-либо информация о личности). Но это бывает крайне редко. Однажды нашли фотографию, на которой была надпись: «г. Томск» и номер фотоателье. Оказалось, что оно до сих пор существует. Но такое везение – скорее исключение. Чаще воинов предают земле безымянными.