Главный педагог области Юрий Соловьёв: "Тест по литературе - это нонсенс"

Отечественное образование переживает эпоху перемен: реформы затронули все ступени - от младшей школы до вузовской системы. Переход на украинский язык обучения, внешнее независимое тестирование, новые правила поступления - вот что сейчас волнует нынешних учеников, абитуриентов и их родителей.

В гостях у "Комсомолки" побывал начальник управления образования Донецкой облгосадминистрации.

Отечественное образование переживает эпоху перемен: реформы затронули все ступени - от младшей школы до вузовской системы. Переход на украинский язык обучения, внешнее независимое тестирование, новые правила поступления - вот что сейчас волнует нынешних учеников, абитуриентов и их родителей. Поэтому глава управления образования и науки Донецкой ОГА Юрий Соловьёв пришел в редакцию и ответил на вопросы читателей.

Не все вопросы по истории корректны

 Здравствуйте. Алла Сергеевна из Донецка. Интересует такой вопрос: чем была плоха старая система поступления, зачем все эти новшества?

- Главная цель тестирования - уйти от субъективного подхода в оценивании знаний. Хотя как чиновнику мне нужно говорить другое. Но, на мой взгляд, такой метод подходит для точных наук - математики, химии и т. д., но тест по литературе - это нонсенс.

- Не лучше ли проводить тестирования после того, как дети получат аттестат, а не во время учёбы, когда ещё проходят материал? Будут ли как-то корректировать учебную программу в связи с тестированиями?

- В мае в 11 классе по программе повторение ранее пройденного, новые темы не рассматривают. Здесь другой момент: такие задания, в частности по истории, которые я как специалист считаю не совсем корректным включать в тестирования для выпускников. Они требуют более глубоких знаний, чем те, которые ребёнок может получить в школе. Но это вопрос скорее к составителям. Относительно корректировки программы: есть базовый стандарт знаний, он неизменен. Тестирование - это лишь мониторинг знаний, поэтому оно не повлечёт за собой никаких изменений в учебной программе.

 - Здравствуйте. Меня зовут Татьяна, я из Донецка. В этом году мой ребёнок заканчивает школу. Скажите, зачем после тестирования нужно сдавать ещё и экзамены, ведь это двойной стресс?

- Аттестат по результатам экзаменов школьники получают на всю жизнь, это подтверждение качества знаний учащегося в течение всего срока обучения. А тестирование необходимо для поступления в вуз. Оно будет проводиться ежегодно, т. е. нынешние результаты будут уже недействительны в следующем. Фактически это тот же вступительный экзамен. Кроме того, тестирование сдают по выбору: выпускник может сдавать 1-2-3 предмета или вообще не участвовать. Оценить его знания можно посредством экзамена. Кстати, результаты тестирования по украинскому, математике и истории Украины могут быть засчитаны по желанию учащегося как выпускные экзамены.

Осознанный выбор вуза

 - Добрый день. Мария. Донецк. Скажите, можно ли в этом году, не сдавая тестирования, поступить в вуз?

- У нас не проводятся тесты по иностранному языку, а значит, на специальности, где этот предмет выводится как вступительный, придётся сдавать экзамены. Зачислять по результатам экзаменов также будут в консерватории, институты физкультуры и спорта, художественные школы. Кроме того, дети с ограниченными физическими возможностями будут поступать по экзаменам.

Следующий момент: в утверждённых правилах приёма в вузы есть пункт 15, которым предусматривает - до 40% на гуманитарные специальности и до 60% на технические вуз III-IV уровня аккредитации имеет право набирать и зачислять на основании творческих конкурсов (олимпиад, рейтингов и т. д.). Но наличие сертификатов по вступительным предметам обязательно.

Но тут возникает проблема: что если ребёнок, зачисленный по результатам олимпиады, на тестировании не наберёт проходного балла? Вузу могут предъявить обвинение в коррупции. Таким образом, пункт 15 - тут я согласен с министром образования - это тест на совесть и серьёзная проблема для вузов.

 - Добрый день. Светлана из Донецка беспокоит. Юрий Иванович, выпускники прошлых лет имели несколько шансов поступить в вузы, а в этом году, получив сертификат после тестирования, можно ли будет его ксерить и подавать в несколько учебных заведений?

- Отвечу словами министра образования Ивана Вакарчука. Поступайте хоть в 900 вузов, лишь бы ваши сертификаты соответствовали тем предметам, которые являются вступительными на определённую специальность в каждое конкретное учебное заведение. При этом копии сертификатов, естественно, должны быть нотариально заверены (частный или государственный нотариус - значения не имеет). Определиться с вузом вы должны в течение 5 дней после зачисления и подать оригиналы документов. Главное, чтобы выбор был осознанный.

Контакт родителей и учителя

 - Здравствуйте. Андрей. Донецк. Моей дочери 9 лет, скоро каникулы, а мы с женой работаем. Скажите, есть сейчас муниципальная система детских лагерей или что-то в этом роде?

- В Донецке хорошо развита система так называемых пришкольных лагерей. Как правило, они одномесячные. Кроме того, есть замечательный лагерь "Лесная сказка". Он ориентирован в основном на категорию социально незащищённых детей. Финансируются пришкольные лагеря в основном из бюджетных средств, родительской платы и спонсорских денег. В какую сумму обойдётся родителям пребывание ребёнка в пришкольных лагерях, зависит от уровня питания.

 - Добрый день, беспокоит Свиридова Татьяна Петровна. Мой сын ходит в 4 класс. Мы столкнулись с такими проблемами - в учебной литературе встречается много ошибок, в частности, в рекомендованной министерством печатной тетради "Я и Украина". Учителя зачастую ничего не объясняют, хорошо если родители обращают внимание. Вторая проблема - в младших классах практически не ведётся воспитательная работа.

- Уровень квалификации учителей начальных классов должен быть наивысшим, ведь на них колоссальная ответственность - от того, какую базу знаний получит ребёнок, какие навыки привьют ему в младших классах, зависит успешность его дальнейшего обучения. Что касается недостатков в учебно-методической литературе, то хороший педагог всю эту глупость должен исправлять. Кроме того, учитель начальных классов - это ещё и классовод, а значит, в обязанности входит проводить все воспитательные мероприятия, начиная от школы будущего первоклассника, Праздника букваря и заканчивая "сладкоежкой" в 4 классе.

- Ещё один момент: проблема взаимоотношений ученик - учитель. Зачастую тут присутствует унижение, детей обзывают и т. д. Школьный психолог никак не влияет на ситуацию. Может, стоит провести среди младшеклассников анонимный опрос со стороны районо?

- Это предложение в принципе не лишено смысла, подобный мониторинг уже ведётся в большинстве школ. Впрочем, на мой взгляд, это не совсем оправдано в воспитательном плане именно для младшеклассников. Тут больше подходит метод так называемого "родительского всеобуча", т. е. при тесном контакте родителей и учителя эти проблемы моментально выявляются и эффективнее разрешаются.

Только цифры

В Донецкой области:

Справка "КП"

Юрий Соловьёв родился 12 августа 1955 года в Красноармейске. Там же после окончания школы работал на заводе фрезеровщиком. По направлению трудового коллектива парня отправили на подготовительное отделение ДГУ (сейчас ДонНУ). В 1979 году он окончил с красным дипломом исторический факультет. За лучшую студенческую научную работу Юрия Соловьёва отметили медалью Академии наук УССР. После университета преподавал в Донецком государственном техникуме общественного питания. С 1987 года работал в донецких школах - заместителем директора школы № 23, затем директором школы № 47, заместителем директора школы № 70. В 1992 - 2001 гг. - директор Донецкого педагогического училища (сейчас колледж), одного из первых на Востоке Украины вузов II уровня аккредитации такого профиля. 2001 - 2005 годы - председатель Калининского райсовета Донецка. С ноября 2005 - начальник управления образования и науки ДОГА.