Доктор Канаверо стал доктором Франкенштейном

Готовясь к трансплантации головы человека, нейрохирург ставит опыты по электростимуляции нейронов спинного мозга на жмуриках.

Так выглядел бедный песик после операции. Фото: surgicalneurologyinternational.com

Нейрохирург Серджио Канаверо стал знаменитостью, после того как заявил о намерении пересадить голову тяжелобольного российского программиста Валерия Спиридонова на донорское тело. По мере приближения к анонсированной дате (трансплантация намечена на декабрь 2017 года) Канаверо предъявляет все новые доказательства своей правоты.

СНАЧАЛА МЫШИ, ПОТОМ СОБАКИ

Канаверо опубликовал в научном журнале Surgical Neurology International результаты последних экспериментов с животными, которые доказывают, что трансплантация головы возможна.

Ключевым моментом в такого рода операциях является соединение нервных волокон донора и реципиента в месте разреза. Потому что без восстановления функции спинного мозга голова не сможет управлять движениями тела.

Канаверо предложил использовать в качестве "клея" полиэтиленгликоль. При этом во время опытов самой трансплантации не производилось, животным просто перерезали спинной мозг. Пять из восьми лабораторных мышей, которых лечили полиэтиленгликолем, через четыре недели после операции научились ползать. Но самым впечатляющим был эксперимент с собакой, у которой, как утверждает Канаверо, на 90 процентов был перерезан спинной мозг. Через три недели бобик поднялся на ноги и смог ходить, помахивая хвостом.

ДОБРАЛИСЬ ДО ОБЕЗЬЯН

Кроме того, Канаверо рассказал еще об одном опыте из разряда не для слабонервных. Его проводила группа хирургов во главе с трансплантологом Сяопин Реном из медицинского центра в Харбине. Китайские врачи пересадили голову одной обезьяны на тело другой. При этом медики не пытались соединить волокна спинного мозга, они отрабатывали технологию восстановления кровоснабжения.

- По сути, трансплантологи из нашей команды повторили опыт Ричарда Уайта, который тот совершил в 1970 году, - поясняет Серджио Канаверо. - Но нам было важно убедиться в том, что если голову охладить до 15 градусов Цельсия, то ее можно без особых осложнений отделить от тела. Поскольку нейронная активность при такой температуре останавливается и мы сводим гибель клеток мозга к минимуму.

По словам Канаверо, обезьяна перенесла операцию без тяжелых травм мозга, но спустя 20 часов после трансплантации животное умертвили по этическим соображениям. План исследований был выполнен, и дальше мучить нашего меньшого брата смысла не было.

И, НАКОНЕЦ, ЧЕЛОВЕК...

Несмотря на критические отзывы многих коллег в медицинском мире, Канаверо объявил о начале нового этапа в подготовке к трансплантации.

- Теперь мы будем ставить опыты по электростимуляции центральной нервной системы на человеческих трупах, - ошарашил публику врач.

Дело в том, что после клинической смерти человека существует примерно 3-часовое "окно возможностей", во время которого нейроны еще живы. В начале XIX века этот феномен использовал во время публичных демонстраций возможностей электричества некий Джованни Альдини - племянник Луиджи Гальвани, основателя электрофизиологии. Альдини подвергал воздействию электричества тела только что казненных преступников. Стоило поднести электрический провод к разным частям тела жмурика, как на его лице возникали ужасные гримасы, открывались глаза, сжимались кисти рук, а тело сотрясали конвульсивные движения. Впечатленная этими экспериментами писательница Мэри Шелли создала фантастический роман о докторе Франкенштейне и оживленном им монстре...

По мнению Канаверо, эти опыты доказывают, что кора головного мозга и его проекции на спинной мозг остаются жизнеспособными как минимум 3 часа после смерти. Канаверо и его коллеги собираются пойти по пути Франкенштейна и проводить на покойниках эксперименты по регенерации нейронов головного мозга.