В Каннах теряют зрение и память + [ФОТО]

Лучшими зрителями философской драмы бразильца Фернанду Мерейлеша "Слепота" (Blindness) были бы, пожалуй, ослепшие люди, однако в Каннах, где ей решили открыть кинофестиваль, это удручающее своей пошлостью и беспомощностью произведение пришлось посмотреть членам жюри Шону Пенну, Натали Портман и Серджо Кастеллито вместе с парой тысяч разодетых в пух и прах гостей.

Натали Портман в Каннах. Смотреть фотогалерею.
Фото: АП

Пока неизвестно, как им понравилась эта попытка притчи с рыжеволосой красавицей Джулианной Мур в роли зрячей женщины, добровольно отправившейся вместе с потерявшим зрение мужем в отстойник, где под надзором вооруженных людей содержатся жертвы глобальной эпидемии слепоты, поразившей планету.

Среди первых зрителей были актрисы Кейт Бланшетт (она приехала в Канны с фильмом Стивена Спилберга "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", в котором снялась, между прочим, в роли русской) и Фей Данауэй (красавица-ветеранка представит на пляже классический гангстерский фильм "Бонни и Клайд" - его демонстрируют в честь 85-летия студии "Уорнер Бразерс"), звезда "Секретных материалов" Джиллиан Андерсон, пожилая итальянская дива Орнелла Мути и ее молодая индийская конкурентка Айшвария Раи.

Французскую актерскую тусовку представляли юный красавчик Гаспар Уллиэль (он сыграл молодого Ганнибала Лектора в недавнем фильме) и тронутый сединой Ламбер Уилсон ("Матрица"). Замыкали процессию актеры, снявшиеся в "Слепоте" - упомянутая Джулианна Мур, уже лет пять снимающаяся в малозапоминающихся или провальных проектах, мексиканец Гаэль Гарсия Берналь (в фильме он насилует Джулианну), и афроамериканец Дэнни Гловер, более известный как напарник Мела Гибсона в сериале "Смертельное оружие".

А накануне открытия публику на Круазетт развлекали звезды, приехавшие представлять новый анимационный блокбастер "Кунфу Панда" (Kung Fu Panda) - на съемках программы французского телевидения, проходящих на виду у всех, актриса Люси Лью ("Ангелы Чарли", "Убить Билла") лихо наяривала на аккордеоне, а подпевали ей комик Джек Блэк ("Кинг Конг", "Перемотка") и сам Дастин Хоффман.


 

Комик Джек Блэк в Каннах. Смотреть фотогалерею.
Фото: АП

Если в первом показанном в Каннах конкурсном фильме люди теряли зрение, то во втором - израильском "Вальсе с Баширом" (Waltz with Bashir) люди пытаются потерять  память. Память о страшных событиях израильско-ливанской войны, которую герои фильма хранят с 80-х годов. Бывшие израильские солдаты (среди них и режиссер картины Ари Фолман), которым приходилось расстреливать мирных палестинцев в лагерях беженцев, сравнивают себя с нацистами - и это при том, что их отцы и деды прошли Освенцим.

В этом очень важном и бескомпромиссном фильме много страшных, врезающихся в память сцен (их-то и пытаются вытравить герои) - расстрел собак, охраняющих деревню, на "зачистку" которой посланы израильтяне; гибель арабских скакунов; массовые убийства мирных жителей. В обычном игровом кино адекватно показать такое невозможно, поэтому картина - неигровая, мультипликационная, выполненная в технике документального комикса (за исключением последней, шоковой сцены, позаимствованной из телехроники и демонстрирующей трупы расстрелянных женщин и детей). При том, что в основу легли воспоминания реальных людей, которые и озвучили их за кадром. Давно известно, что кино может быть хорошим психотерапевтическим средством, но  попытка добровольного отказа от воспоминаний обернулась для страдающих рисованных персонажей израильской картины лишь пониманием невозможности это сделать.


 

ОФициальная эмблема Канн этого года. Смотреть фотогалерею. Фото: АП