Ливанский бизнесмен Мерхеж совместно с чиновниками времен Януковича затевает масштабную аферу на авиарынке

Не так давно в СМИ появилась информация, что в авиакомпании "Украинские средиземноморские авиалинии" (UM Air), учредителем которой является скандально известный ливанский бизнесмен Родриг Мерхеж, вполне себе "прижились" несколько мелких авиачиновников времен Януковича, которым не удалось сбежать вместе с шефом. От справедливой люстрации и народного гнева они надежно укрылись "под крылом" авиа-олигарха. Надежно, но не безвозмездно. Привлеченные им чиновники вместе с парой-тройкой народных депутатов помогают Мерхежу не только защищать его сомнительный бизнес, но даже влиять на государственные решения. Более того, некоторых экс-чиновников ливанский бизнесмен снова пытается вернуть во власть. 

Так, в апреле-мае этого года Мерхеж попытался внедрить в Министерство инфраструктуры некоего Алексея Овчинникова, который до 2014 года занимал должность первого заместителя председателя Государственной авиационной администрации. Известно, что мае экс-чиновник проходил проверку, предусмотренную Законом "Об очищении власти" (№1682-18 от 26.04.2015 г.) как помощник министра отдела аналитического обеспечения работы министра и Коллегии Патронатной службы министра Министерства инфраструктуры. Более того, на сайте министерства указано, что он ее прошел.  

Каким же образом Овчинников связан с учредителем UM Air? А все дело в том, что в 2014-2016 годах, после того как чиновник покинул Госавиаадминистрацию, он работал гендиректором в полуживой авиакомпании, совладельцем которой является Мерхеж. Более того, это одна из авиакомпаний бизнесмена (а также "Буковина"), которые, согласно данным airfleets.net, сотрудничают с иранцами на условиях wetlease ("мокрого лизинга"), из-за которого и компании, и лично Мерхеж находятся под действием односторонних американских санкций.

Напомним, Министерство финансов США выступило с заявлением о том, что компании ливанского бизнесмена (в частности, UM Air и "Буковина") передавали самолеты по договорам wetlease иранским авиакомпаниям еще в 2013 году. Особенностью wetlease является то, что самолеты передаются вместе с экипажами и наземным обслуживанием и не меняют регистрации. В результате авиалайнеры с украинской регистрацией использовались для перевозок Корпуса стражей исламской революции, ливанской Хизбаллы и были замечены в доставке грузов в Сирию. Причем речь шла о примерно 25 бортах. Что, в общем, подтверждается данными airfleets.net.

Таким образом, вполне возможно, что Овчинников - бывший топ-чиновник Госавиаслужбы при Януковиче и топ-менеджер компании Мерхежа - на должности помощника министра инфраструктуры продвигал некоторые интересы ливанского бизнесмена по созданию новых "левых" авиакомпаний в Украине для последующей легализации старого парка воздушных судов и его перепродажи из Украины террористическим организациям. 

Правда, на сегодняшний день не известно, остался ли Овчинников на должности помощника министра – в сообщениях пресс-службы, а также на сайте Мининфраструктуры такой информации нет. В центральном же аппарате министерства говорят, что такого человека вообще не знают. Более того, якобы и должности такой (помощник министра) на сегодняшний день уже нет, и даже самой патронатной службы не существует, поскольку согласно новому закону о госслужбе ее формирование просто не предусмотрено.

В общем, детективная история получается. Складывается впечатление, что информацию о таком "решале" как Овчинников преднамеренно прячут. Также как, например, Кабмин скрывает информацию о лоббировании чиновниками Госавиаслужбы интересов компаний Мерхежа в вопросе снятия с них санкций США. А ведь хлопочет за ливанского бизнесмена перед американцами не кто иной, как старый товарищ Овчинников по Госавиаадминистрации - директор департамента авиационных перевозок, аэропортов и международного сотрудничества Госавиаслужбы Сергей Коршук. Именно его UM Air официально попросила включить в состав украинской делегации, которая принимала участие в заседании украинско-американской рабочей группы по вопросам нераспространения оружия массового поражения и экспортного контроля в конце мая 2016 года в Вашингтоне. И именно там делегация высказалась в поддержку снятия санкций с компании Мерхежа.

К слову, интересно, что в сентябре - начале октября этого года через Госавиаслужбу кому-то удалось также пролоббировать выдачу лицензий еще двум авиакомпаниям-однодневкам – "Анда Эйер" и "Украинские крылья". Обе компании практически не обладают парком самолетов и проходили процедуру получения лицензий с большим трудом. И, как не трудно догадаться, обе они принадлежат Мерхежу.

В частности, учредителями "Анда Эйер" выступили экс-глава авиакомпании "Дарт" Сергей Шаменко и Георгий Аванесов, "Украинских крыльев" - физлица Анатолий Кирашенко и Любовь Орловская, которые ранее были совладельцами авиакомпании "Браво". 

В Госавиаслужбе поговаривают, что это именно Овчинников через Мининфраструктуры начал лоббировать интересы своего босса Мерхежа. И получение лицензий на "левые" компании – это только начало процесса. Прикормленные ливанцем чиновники намерены из-под полы торговать правами на эксплуатацию воздушных судов, а также легализовать в Украине старые развалюхи – списанные воздушные суда с огромных сроком эксплуатации (по состоянию на 2016 год средний возраст самолетов авиакомпаний UM Air, "Браво", "Буковина" составляет около 30 лет).

Напомним, СМИ уже писали, как Овчинников во времена работы в Госавиаадминистрации и отвечая за регистрацию самолетов, рассказывал народным депутатам, как перед уходом с госслужбы оформил в Украине 18 старых самолетов, которые потом попадали в авиакатастрофы.

Кроме того, у экс-чиновника времен Януковича вполне возможно сейчас осталась поддержка в Госавиаслужбе. В частности, в департаменте летной пригодности службы работает его однофамилец, а, возможно, и родственник Владимир Овчинников - начальник отдела поддержки летной пригодности воздушных суден сложно конструкции.

Таким образом, Мерхеж, похоже, остается верен своему давнему правилу – держать в активе и использовать лоббистов из власти. С этого он начал, когда в 2004 году решил разделить бизнес с на то время народными депутатами Александром Волковым и Владимиром Сацюком (на даче которого отравился экс-президент Виктор Ющенко), этим он не брезгует и поныне.

Правда, нынешнее лобби бизнесмена, скорее всего, не совсем надежно. Поскольку в последнее время в СМИ появилось большое количество "хвалебных" материалов в адрес Мерхежа и его компаний. Чего только стоит душещипательная live story, размещенная на уважаемом ресурсе business.ua буквально на днях. Очевидно, авиа-олигарх решил подстраховаться. Ведь санкции со стороны США никто так и не отменил, а перспективы новых авиакомпаний Мерхежа пока довольно туманны. Да и конкуренты на горло наступают.

А рынок, порой, жестче чиновников. И с этим ливанскому бизнесмену тоже стоит считаться.