Прощай, профессия шофера, тебя заменит робот скоро...

Американцы заявили о выпуске первого полностью автономного автомобиля-беспилотника.

Фото: CNews

Американский изобретатель и миллиардер Илон Маск известен тем, что создал первый в мире частный космический корабль и первую ракету многоразового использования.

И вот взята новая головокружительная высота! 20 октября Маск объявил о запуске производства автомобилей с полноценным роботом-автопилотом, который может вести машину без какого бы то ни было участия человека. Это вам не какой-нибудь там круиз-контроль или функция автопарковки! На демонстрационном ролике (см. на сайте kp.ua) видно, как электромобиль "Тесла" сам выезжает из гаража, забирает своего владельца, везет его по шоссе до работы, высаживает у офиса, а затем самостоятельно ищет место для парковки. При этом демонстративно тормозит перед шальным пешеходом и игнорирует свободное парковочное место для инвалидов.

Первая жертва автопилота...

Что это - новая революция? Значит ли это, что профессия шофера убита и горемыки будут теперь слоняться без дела, как в начале прошлого века  извозчики после массового появления автомобилей на улицах городов? За комментарием мы обратились к Ольге Усковой, президенту Cognitive technologies, компании, которая занимается разработкой программного обеспечения. Один из проектов компании - создание на базе "КамАЗа" беспилотного транспортного средства нового поколения

- Ольга Анатольевна, вас видеоролик "Теслы" чем удивил?

- А они ничего принципиально нового не показали. Понимаете, "Тесла" сделала красивое видео о работе в идеальных дорожных и погодных условиях. Илон Маск в принципе славится агрессивной рекламной политикой. Но при этом его компания вводит массового потребителя в заблуждение относительно реальных технологических возможностей своих беспилотников. Например, они заявляют о полном автономном движении, а потом мелким шрифтом уточняют: "при дневном освещении, при полной дорожной разметке и отсутствии дождя и снега". А люди обычно примечания не читают и уверены, что садятся в полностью роботизированную машину. Поэтому к Маску было так много претензий по итогам последней аварии со смертельным исходом, когда его "Тесла" с пассажиром на борту влетела под грузовик. Как выяснилось, у погибшего человека сформировалась иллюзия полной безопасности, и, пока робот рулил машиной, пассажир позволил себе смотреть кино. 

БЕЗДОРОЖЬЕ ПОМОГЛО ВЫБИТЬСЯ В ЛИДЕРЫ

- Сегодня Илон Маск ближе всех подошел к созданию полностью автономного беспилотного автомобиля?

- На сегодняшний день он не опередил никого из разработчиков. Мы, например, не считаем "Теслу" лидером. Если говорить о соревновании, то нашими конкурентами скорее являются ребята из "Мерседеса". Сейчас весь мир находится в истеричной гонке за новым рынком объемом в сотни миллиардов долларов. И Маск пытается застолбить за "Теслой" кусок этого рынка. Он хочет создать у потребителя в мозгу ассоциативный комплекс: беспилотник - это "Тесла". Но если говорить о реальной беспилотности, то сейчас все на первом уровне, когда есть элементы беспилотного управления, но человек должен все время держать руки на руле. Это связано не только с технологическими факторами (погода, освещенность), но и юридическими особенностями. Поскольку ни одна страна мира на законодательном уровне не готова к появлению беспилотных автомобилей. Это касается и изменений в ПДД, и страхования, и многого другого... Но все серьезные разработчики от "Мерседеса" до "Тойоты" в один голос заявляют, что выйдут на рынок с готовой машиной в 2021 году.

КОГО СПАСЕТ РОБОТ: ВОДИТЕЛЯ ИЛИ  ПЕШЕХОДА?

- Но ведь на дороге иногда возникают ситуации, когда хорошего решения просто нет. Например, внезапно выбегает на трассу пешеход и ты должен либо выруливать на встречку под грузовик, либо улетать в кювет, либо сбивать человека. Как будет реагировать робот?

- Сейчас идет большая работа по созданию нового типа дорожных правил. Необходимо разработать моральный кодекс авторобота на дороге до того, как они станут массовым явлением. Сейчас каждый производитель поступает по своему усмотрению. Буквально на прошлой неделе "Мерседес" сделал интересное заявление. Они ставят автопилоты на люксовые и дорогие машины и при этом объявили, что робот запрограммирован таким образом, что в случае аварийной ситуации машина принимает решение в пользу водителя. То есть давит пешехода, но сохраняет водителя. Понятно, почему "Мерседес" это делает: им надо продать максимальную безопасность не пешеходу, а будущему владельцу. Но здесь необходимо решение мирового сообщества. Наверное, должно появиться правило, что робот принимает решение с целью минимизации человеческих жертв. И должна быть четкая инструкция, кого он сохраняет: своих пассажиров или человека, который перебегает дорогу. Этот вопрос можно решить только в моральной зоне. Роботу ведь все равно, ему задают правила люди.

 

КСТАТИ

Три главных вопроса о беспилотниках

Как это работает?

Бортовой компьютер анализирует информацию, постоянно получаемую из нескольких источников. Сеть камер с системой распознавания объектов отслеживает дорожную разметку, знаки, а также сигналы светофора. Фронтальный радар  способен видеть в темное время суток, дождь и туман. Ультразвуковые сенсоры  определяют местоположение других автомобилей и препятствий. Автопилоты оборудованы устройствами распознавания речи.  Например, перестраиваться в другой ряд беспилотники "Тесла" могут только по команде водителя.

Что с безопасностью?

На сегодня известно только об одном ДТП со смертельным исходом. Оно произошло в мае этого года в США. Камеры на фоне яркого слепящего солнца не заметили фургон белого цвета, а радар не среагировал, потому что у прицепа оказался очень длинный свес и большой дорожный просвет. В результате "Тесла" проехала под фургоном и снесла себе крышу. Тем не менее Илон Маск считает беспилотники более безопасными. У "Теслы" одно смертельное ДТП приходится на 200 млн км пробега. А по статистике, среди обычных автомобилей в США один человек гибнет на 145 млн км пробега. Если же соотносить длину пробега и частоту срабатывания подушек безопасности, то автопилот водит в 2 раза безопаснее живого водителя. Хотя бы потому, что он никогда не нарушает правила.

В чем преимущества?

Стоимость перевозки людей и грузов снизится за счет экономии на заработной плате водителей. То время, которое люди сегодня проводят за рулем авто, можно потратить на отдых или другие более важные дела. За счет управления транспортным потоком можно будет экономить на топливе, избавиться от пробок.