Художник обидеть может каждого!

Мастера кисти очень часто сводят счеты с помощью своего ремесла. Во все времена люди искусства считались самыми легкоранимыми. Мол, любая критика вгоняет мастера в затяжную депрессию. Но, как выяснилось, и сами живописцы не дают спуску своим притеснителям. И на нападки отвечают по-своему - кистью и красками. Вот и в Британии недавно грянул скандал: режиссер Гай Ричи позвал художника Питера Хоусона работать над новым фильмом. Тот радостно сделал кучу эскизов, а Ричи вдруг передумал. И не заплатил за наброски.

Мастера кисти очень часто сводят счеты с помощью своего ремесла. Во все времена люди искусства считались самыми легкоранимыми. Мол, любая критика вгоняет мастера в затяжную депрессию. Но, как выяснилось, и сами живописцы не дают спуску своим притеснителям. И на нападки отвечают по-своему - кистью и красками. Вот и в Британии недавно грянул скандал: режиссер Гай Ричи позвал художника Питера Хоусона работать над новым фильмом. Тот радостно сделал кучу эскизов, а Ричи вдруг передумал. И не заплатил за наброски.

Художник не растерялся и тут же нарисовал портрет жены Гая - певицы Мадонны. На картине он барышню не только раздел, но и безбожно над ней поглумился. И вывесил картину в художественной галерее Глазго. На всеобщее обозрение. Гай Ричи был в гневе. Мадонна - тоже. А художник заявил, что готов продать картину Гаю, чтоб тот убрал ее с людских глаз долой. Но не меньше чем за 15 тысяч фунтов стерлингов. Именно столько ему обещали за декорации к фильму.

И это, кстати, далеко не единственный пример мести художника.


 

Вот этот самый дьявол Минос имеет портретное сходство с обидчиком Микеланджело.

Микеланджело отправлял обидчиков в ад

Одно из самых ярких подтверждений тезиса, что художника лучше не злить, история, случившаяся с Микеланджело во время работы над Сикстинской капеллой. Получив  заказ на роспись храма в Ватикане, величайший мастер эпохи Возрождения долго и кропотливо трудился над фреской Страшного суда. Писать фрески нужно по свежей штукатурке, скорчившись на лесах под самым потолком, - работа крайне тяжелая. Особенно учитывая гигантские размеры капеллы.

Неудивительно, что художник пришел в ярость, когда зашедший вместе с Римским Папой Павлом III его церемониймейстер  Бьяджо да Чезена взялся критиковать шедевр.

- Эти голые тела кажутся мне просто кощунственными и неподходящими для святого храма. Им скорее место в трактире! - заявил он.

Папа промолчал, а Микеланджело после ухода посетителей взял кисть и написал в самом ужасном круге ада дьявола Миноса. И придал ему портретное сходство с папским церемониймейстером.


 

Узнав об этом, суеверный  Бьяджо побежал к Папе с жалобой. Но тот тоже был мужик с юмором, ответил: «Если бы Микеланджело поместил тебя в чистилище, я бы приложил все усилия, чтобы вызволить тебя. Но он определил тебя в ад, а там я уже бессилен». Так что дьявол Минос с физиономией церемониймейстера и сегодня смотрит на посетителей Сикстинской капеллы.


 

Игумен стал ослом

На Руси первое документальное свидетельство мести художников относится и вовсе к XI веку. Тогда рукописные летописи украшали красочными миниатюрами. А содержание летописей (и картинок) зависело от того, при дворе какого князя они велись.

Так, в миниатюрах, рисовавшихся в городе Тмутаракани, располагавшемся в Крыму, киевского князя Ярослава Мудрого и его сына Изяслава регулярно изображали, мягко говоря, в несимпатичном виде. В ответ на это киевские иконописцы изобразили в своей летописи тмутараканского игумена Никона... в виде осла, причащающегося в церкви!

Шевченко «побрил» генерала

В юности великий поэт Тарас Шевченко был крепостным художником. Его талант был настолько очевиден всем, что портреты у паренька заказывал весь светский Петербург. Среди аристократов, охочих до портретов, оказался и один генерал, обещавший заплатить за работу хорошие  деньги. Однако сам себе на полотне генерал не понравился и, обругав художника, картину забирать отказался.

Обиженный Тарас замазал на портрете мундир и эполеты, добавил полотенце, бритву и помазок... Да и продал картину за бесценок в качестве вывески в цирюльню, где обычно брился неблагодарный клиент. Увидев себя поутру в окне парикмахерской в столь неприглядном виде, генерал поехал к хозяину Шевченко скандалить. Он даже пожелал выкупить художника, чтобы расправиться с ним. Будущего кобзаря спасло лишь вмешательство императрицы, которую уговорил помочь покровитель Шевченко Карл Брюллов.


 

В 1917-м Пикассо рисовал жену Ольгу настоящей красавицей (фото слева). А через четыре года скатился уже на какие-то шаржи!

Пикассо сделал из русской жены старуху

В чем нельзя было упрекнуть Пабло Пикассо, так это в постоянстве. Художник говорил, что жизнь ему продлевают только работа и женщины. Поэтому последних он менял регулярно. Влюбившись в 1917 году в балерину из дягилевского балета Ольгу Хохлову, он женился на ней и рисовал жену на портретах. Кстати, один из них был продан на аукционе за 18,7 миллиона долларов.

Но вскоре Пикассо охладел к Ольге и захотел развестись. Жена была против, и ее образ в творчестве художника существенно изменился. И уже в 1921 году испанец рисовал женушку в образе откровенных старух. А по мнению отдельных экспертов, ее черты можно найти даже у некоторых... лошадей на картинах Пикассо.


 

Змея выползает из книги в руках Влади - ну о-о-очень прозрачный намек.

Шемякин дал в руки Марине Влади змею

Один из самых ярких отечественных художников Михаил Шемякин отомстил не кому-нибудь, а... Марине Влади, жене своего друга Владимира Высоцкого. Михаил был крайне возмущен ее книгой воспоминаний «Владимир, или Прерванный полет».

- Эта книжка, «Прерванный полет», лживая, совершенно искажающая образ Володи Высоцкого, - рассказал он недавно в интервью «КП». - Она написана свысока. Можно подумать, что Володя вообще где-то метр пятьдесят с кепкой, а над ним возвышается двухметровая Марина. Она его постоянно называет «маленьким человеком Советского Союза».

Шемякин ответил Влади по-своему. Создав памятник Высоцкому, который в январе этого года был открыт в Самаре, он на заднем фоне поместил фигуру Марины. И дал ей в руки книгу, из которой выползает змея!

- Она - в книге, я - в скульптуре. Мы квиты! - считает сам Шемякин.


 

На банке с печеньем - гламурные девочки на пикнике. А в кустах на заднем плане видны голые парочки в непотребных позах!

Печенье с сексуальным подтекстом

Скандал, потрясший уже в наши времена известную британскую кондитерскую фирму Huntley & Palmer, стал хорошим уроком всем корпорациям, обижающим своих творческих работников. Фирма знаменита своими бисквитными печеньями, традиционно продающимися в больших жестяных банках с яркими рисунками на крышках.

Художник, уволенный Huntley & Palmer, как раз доделывал очередную картинку для банки с печеньем. Желая отомстить обидчикам, он немного «подправил» традиционную композицию, включив в задний план пикника на природе... сцены сексуального характера. Не сразу заметные, но вполне отчетливые. И несколько нецензурных слов. Подвох был обнаружен, уже когда продали 30 тысяч коробок с печеньем. Всю партию пришлось срочно отзывать. А уже проданные экземпляры стали раритетом и сейчас продаются на аукционах за неплохие деньги.

А МОЖНО И ТАК

Ван Гог мстит даже после смерти

Один из самых дорогих сегодня художников - Ван Гог - при жизни жил крайне бедно. Не хотели тогдашние богатеи покупать его картины. При жизни Винсент сумел продать только одно полотно. А отсутствие денег сказывалось не только на питании самого художника. Он еще и краски качественные не мог купить, приходилось смешивать на палитре то, что было под рукой.

И вот нынешние миллиардеры, владеющие картинами Ван Гога, столкнулись с проблемой: как сохранить вложенные в полотна деньги? Шедевры потихоньку начинают рассыпаться, а реставрации они почти не поддаются. Вот и получается, что за свои обиды Ван Гог мстит даже после смерти.

КСТАТИ

А при Сталине за это сажали

История, упомянутая в одном из романов братьев Вайнеров, случилась после войны.

Один из преуспевающих советских художников ради денег подрядился выполнить заказ Министерства пищевой промышленности: серию плакатов по технике безопасности при разделке мясных туш. Уже после выхода работы в тираж кто-то из особо бдительных заподозрил, что мясник с топором сильно смахивает на молодого вождя народов на картине «Товарищ Сталин - организатор стачки в Батуми». В доме и мастерской художника провели обыск. И обнаружили еще один компромат. Копию известной иллюстрации из книжки Перельмана «Занимательная математика». В книжке - человек-гора с открытым ртом поглощает эшелон еды. Столько человек за свою жизнь съедает продуктов. А на картине художника - Сталин, съедающий бесконечную череду человечков.

И художник, и директор издательства, и даже цензор, прошляпивший плакаты про рубку мяса, отправились на Колыму!


 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Никас Сафронов: «С нами лучше не ссориться!»

Один из самых известных живописцев современной России рассказал, чем опасен человек с кистью в руках.

- В человеке всегда есть две стороны. Одна - когда он выглядит добрым, веселым, излучающим радость. Другая - когда он злой, не выспавшийся, усталый, угрюмый, обиженный на что-то. И хороший художник всегда может схватить любую из этих сторон. И если человек проявил к тебе недоброжелательность, ты можешь его изобразить и так, и так.  Были такие ситуации, когда я начинал писать человека благородным, но в какой-то момент что-то происходило: человек жадничал, денег не давал, и я отражал в картине его низменные стороны.

Художника может обидеть каждый, но и художник тоже может ответить. Художник пишет историю, и каким человек, изображенный на портрете, войдет в нее: добрым, злым, алчным или добродетельным, зависит от него. Поэтому художников лучше не обижать. Многие это понимают. Наполеон, например, обхаживал художников, дарил подарки, делал пожертвования. И его рисовали как героя, романтического персонажа.